Тридцатилетняя война (1618-1648) В первой половине XVII века во всех европейских странах наблюдается резкая перемена в отношении испанского вкуса и моды. Маньеристическая мода, которая господствовала целых пятьдесят лет, в начале XVII века отступила. В своем развитии она дошла до абсурда; одежда превратилась просто в футляр, совершенно не связанный с человеческим телом и его пропорциями. Модная стилизация, до которой дошли дамский райфрок и закрепленный лиф, сделанные как самостоятельные части одежды и очень основательно, не имеет аналогий в истории моды. Наиболее сильный отпор испанская мода получила в Голландии, конечно, только со стороны состоятельных и самоуверенных мещан, в руках которых были сосредоточены управление городами, землей, государством, и, главное, торговля. Представители этого класса, называемые «регентами», были сторонниками консервативной одежды прошлых эпох и имели влияние на формирование европейской одежды этого периода. Их костюм, в основе еще позднеготический, был скромного покроя, темных тонов; шился он из простых суконных тканей, умеренно дополненных белыми воротниками и манжетами из полотна или батиста. Но, разумеется, и в этот костюм «регентов» проникли элементы испанской моды, особенно в южных Нидерландах; они проявлялись в форме воротников, также собранных складками вокруг шеи, которые здесь достигли, можно сказать, размеров мельничного жёрнова. Но и тогда были дэнди. Они использовали элементы испанской моды, доведя их опять до абсурда. Основой нового костюма остаются такие давно известные части одежды, как, например, испанский конусообразный плащ, только теперь они повторили его стилизованную форму ещё раз в покрое штанов, т. н. ринграве (rhingrave), манжет и шляп. Снова здесь повторяется треугольник, но общий силуэт костюма теперь все-таки смягчился. Этому способствовали кружева, ленты и батист.
Мода нидерландских мещан (за исключением упомянутой эксцентричности) сохранила достоинство и умеренность, что найдет свое продолжение в дальнейшем развитии моды. Голландская мода одержала победу над деформированной испанской одеждой периода маньеризма и оказала решающее влияние на европейскую одежду первой половины XVII века. Тогда же возникают и национальные моды во Франции, Фландрии, в Германии и в Чехии. В Чехии, например, по голландской моде одеваются мещане и дворяне, в Англии эту моду заимствовали пуритане и торговцы.
Петер Пауль Рубенс, Автопортрет с Изабеллой Брандт. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Николас Мас, Молодая девушка. Коллекция лорда Эллсмера, Эдинбург. Девушка с гладкими, около ушей слегка завитыми волосами и ниткой жемчуга. Рукава окаймлены мехом.
Петер Пауль Рубенс, Инфанта Изабелла Клара Евгения со святой Елизаветой. Деталь с правого крыла Ильдефонсовского алтаря. Музей истории искусств. Вена. На инфанте парадное платье с кружевами, украшенное «мельничным жерновом» и парчевым плащом, который отделан горностаем.
Дирк Гальс. Домашний концерт. Эрмитаж, Ленинград. Музыканты одеты в модные голландские костюмы первой четверти XVII века: широкие «рубенсовские» шляпы, кружевные воротники, вамс и штаны до колен; костюм дополнен плащом.
Франс Гальс, биллем вам Хейсисен. Королевский музей, Брюссель. На мужчине берет, вамс в виде кирасы с кружевным воротником, штаны до колен и мягкие сапоги.