Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией, носительницей идеологии Средневековья.
Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона. Церковь выработала и свое право, которое получило название
канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных соборов (канонах).
Каноническое право регулировала внутрицерковные отношения, а также значительную часть вне церковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных, правоотношений. До конца XI в. церковная юрисдикция не имела четких границ. Компетенции светских и духовных властей часто пересекались.
"Папская революция"сделала возможным более ясные пределы "личной" юрисдикции; церковная юрисдикция распространялась на духовных лиц и членов их дворов, студентов и крестоносцев, а также,дополняя королевскую юрисдикцию, когда это было необходимо для их мира и безопасности, в отношении "обездоленных"- нищих, вдов, сирот, евреев в делах против христиан, путешественников, включая купцов и моряков.Кроме того,существовала
"предметная" компетенция, которая распространялась на дела всех мирян и духовенства,связанные с так называемыми "духовными" делами.
Сюда относили осуществление таинств ( прежде всего
таинства брака), завещания, клятвы,управление церковной собственностью, занятие церковных должностей, церковное налогооблажение (десятина), а также совершение заслуживающих церковного наказания грехов, к которым относились такие преступления, как
ересь,вероотступничество, колдовство, святотатство,нарушение супружеской верности, кровосмешение,двоеженство,лжесвидетельство, клевета,подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.
Особую известность получила "инквизиция", т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.
Каноническое, или церковное, право возникло вместе с христианской церквью. В первое время законы церкви несли на себе печать Библии, в особенности Ветхого завета. Из Библии церковь выводила авторитет
десяти заповедей и многих нравственных принципов, сформулированных кака божественные наставления. В течении VI-X вв. формировалась общая богословская доктрина христианской церкви, а также общий набор норм относительно различения серьезных грехов (
убийство,нарушение клятвы, воровство) и общей церковной дисциплины. В это период
каноны (нормы, правила, образцы) отождествляются с постановлениями соборов и синодов(собраний епископов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с положениями о наказаниях в Библии.
Церковные законы испытали сильное влияние
римского права. Считалось, что церковь
"живет по римскому закону"(Eccelesia vivit jure Romano). В кодификациях
Юстиниана и его преемников содержалось большое количество императорских предписаний относительно литургии, теологии и церковной власти. Были заимствованы также различные понятия и нормы, особенно в вопросах собственности, наследования и договоров.
Со временем источниками канонического права помимо Библии, произведений отцов церкви, постановлений соборов и синодов, стали нормативные акты римских пап, носивших названия
конституций, булл,энциклик,а также решения церковных судов. С конца X до начала XII вв. постепенно происходит уточнение отдельных отраслей канонического права с разбивкой на
корпоративное, брачно-семейное, наследственное, договорное и процессуальное, право собственности. Первыми кодификациями канонического права были сборник канонов и текстов "
Собрание 74 титулов" 1050г. и произведение Ивона Шартрского, впервые изложившего все каноническое право, "
Собрание всех норм"(Pannormia). В это же время
Григорий VII объявил о полномочиях папы "создавать новые законы в соответствии с нуждами времени". Эти законы получили название
декреталий, которые воспринимались уже не как дополняющие и уточняющие постановления, а как совершенно новые. В1075-1122гг. произошла важная внутрицерковная реформа, связанная с деятельностью папы Григория VII, в результате которой появилась особая церковная система права, названная новым правом
(ius novum).
В 1140г. появился трактат монаха
Грациана "
Согласование несогласованных канонов"( Concordantia discordantium canonum), после чего стали различать
"старое право" и "
новое право", т.е. старые соборные законы и новые папские декреталии.
Книга Грациана сразу получила признание в качестве авторитетного изложения канонического права. Наряду с римскими юридическими текстами она стала главным предметом изучения в европейских школах права, на ее авторитет ссылались папы, церковные соборы, церковные суды. Следующей кодификацией канонического права стал составленный по указанию папы Григория IX в 1234г. официальный сборник постановлений (декреталий), состоявший из пяти частей:
церковные суды и их юрисдикция, судопроизводство, привилегии клира, семейное право, преступления. В 1298г. в качестве дополнения к нему была создана шестая книга, объединившая более поздние постановления пап.
В 1582г. был составлен обширный
Свод канонического права ( Corpus iuris canonici).
Источник: "История государства и права зарубежных стран" Автор: А.А. Вологдин, профессор кафедры теории и истории государства и права, проректор Всероссийской академии внешней торговли, кандидат исторических наук. Российский юрист с большим опытом научной,преподавательской и практической паботы, автор 40 учебников и научных работ.
Издательство "Юрайт" Москва 2013 год