On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 1357
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 3

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.14 16:13. Заголовок: Преступления на сексуальной почве


Поинтересовавшись похищинием женщин, нашла интересную информацию. Как наказывались преступления на сесуальной почве. Были приведены судебные дела от 14-го до 16-го века. Страны Франция и Италия. В случае прелюбодеяния оскорбленные мужья убивали любовников жен, кастрировали их, уродовали жен. И во всех случаях их действия признавались правомочными, во всех случаях калечения апелляция потерпевших оставалась без внимания. Муж признавался оскорбленной стороной и никаких юридических последствий его действиям не было.
Что касается вдов. А то же самое. Вдова не имела права на сесуальную свободу. В этих случаях убивали и калечили их возлюбленных их опекуны. Причем далеко не всегда сам потерпевший был прелюбодеем, то есть это была связь вдовы с холостым мужчиной. В качестве мстителей были примеры: брат, взрослый сын, отчим. Все они были оправданы.
Что касается женщин. Самих их убивали и калечили разъяренные мужья гораздо реже, чем их любовников. Но бывало. В этих случаях женщине отрубали нос, неизгладимо изуродовав.
Было распростанено такое наказание: публичное глумление. Это могла быть выставление любовников в колодках ( причем опять-таки, не всегда прелюбодеев, были и вдовы и холостяки, т.е связи свободных от брака людей) . Но чаще практиковался позорный бег. Суд заранее определял маршрут, по которому обвиненные в прелюбодеянии или блудодеянии мужчина и женщина должны пробежать под улюлюканье и плевки толпы. Варианты: бежать обнаженными, или на мужчине оставляли брэ, на женщине нижнюю рубашку. Мог быть такой вариант: связаны веревкой за шеи. Более жестокий: веревка на шее женщины, продета между ног, другой конец привязан к гениталям мужчины.
Общины практиковали такие же способы самосуда, обнажение, позорный бег, завязывание на голове юбки, впряжение любовников в повозку , и т.д. Этот обряд носил название " шаривари".
Заступался ли суд за женское достоинство? Да, если женщина имела безупречную репутацию и могла это доказать. Так, симпатичная молодая вдова категорически не хотела выходить замуж. Это вызвало осуждение и сплетни. Дело дошло до того, что в церкви её начали сторониться ( Англия, 14-й век). Вдова обратилась в суд с жалобой на своих односельчан, что они наносят ущерб её репутации и суд, подтвердив, что вдова женщина порядочная и решение не вступать в брак её личное право, вынес порицание сельской общине и обязал выплатить компенсацию вдове за моральный ущерб.

Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 22 [только новые]


администратор




Сообщение: 1358
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 3

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.14 16:25. Заголовок: Примеры йоркского ц..


Примеры йоркского церковного суда, Англия, 14-й век. Там больше семейных разборок. Хотя есть случай похищения девушки с принуждением вступления в брак. Что рассматривал йоркский церковный суд: в основном мужчины выступали инициаторами семйных драк и битья жен, женщин же обвиняли в неверности. Что касается драк, то они очень жестоки, лупили и угрожали даже беременным женщинам. Но есть случаи, когда жены в долгу не оставались. Так, свидетельствует сосед, женщина в ответ на оплеуху мужа отколола брошку и от души всадила ему брошку в бок.
Женщины обвинялись в неверности. Там удивляет как они себя вели: в большинстве вызывающе и афишировали свои связи.
Был один случай свингерства, где муж принуждал жену к таким действиям. Ну мало что изменилось.

Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1359
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 3

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.14 17:05. Заголовок: Вот собственно похищ..


Вот собственно похищение.
Салическая правда:
Похищение свободной девушки:
Штраф 30 сол. Имеющие при это оружие: штраф вдовойне. Если девушка под покровительством короля штраф 63 сол. Похищение чужой невесты: 63 сол.
Изнасилование чужой невесты во время свадебного проезда: 200 сол. Групповое изнасилование : 200 сол с каждого.
Эдикт короля Теодориха Остготского ( 6-й век) :
За похищение девушки смертная казнь. Обвинение можно предъявлять в течении пяти лет.
Прелюбодеяние: смертная казнь, соучастникам и пособники -смертная казнь.
Англия. Правда короля Этельберта 8-й век.
Похищение замужней женщины: выплата стоимости вергельда мужу. Похищение вдовы: выплата вергельда опекуну. Похищение девушки- 35 шиллингов опекуну.
Правда короля Альфреда , Англия 9-й век.
Любой мужчина может превысить самооборону и убить любовника: сестры, жены, дочери, матери , если он застанет их на месте прелюбодеяния.

Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 138
Зарегистрирован: 03.01.14
Откуда: Италия, Firenze
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.14 11:40. Заголовок: Суровые были времена..


Суровые были времена. Видно, женщины, умудряющиеся крутиться и выживать в такой обстановке, достойны того, чтобы их причислили к мученицам или героиням, хотя одно не исключает другого. Хотя, как мне кажется, законность и справедливость соблюдались в отношении НЕ ВСЕХ И НЕ ВСЕГДА. Даже сейчас полный беспредел и лишь видимость соблюдения законов. Случай был в Астрахани. Молодую женщину группа лиц похитила в сексуальное рабство. Она от них чудом лишь сбежала домой через несколько месяцев. Врачи хотели в больницу положить, но родные от госпитализации отказались. Ночью бедняжке кошмар приснился: она балконную дверь перепутала с входной... насмерть разбилась... Тех подонков до сих пор не привлекли и ищут тысячи причин очернить жертву, дескать, у неё среди тех уродов - похитивших её - был любовник, да она вообще была поехавшей наркоманкой... Вместо того, чтобы наказывать виновных, клевещут на уже мёртвую женщину, которая в этой истории пострадавшая сторона. Про те далёкие времена я промолчу уж...

Спасибо Вам, Реми, за очень интересные изыскания/наблюдения.

Многие думают, что видят человека насквозь, не пытаясь постичь душу. Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 435
Зарегистрирован: 02.05.13
Откуда: РОССИЯ, Гатчина
Репутация: 3

Награды: За миссию просвещения форумчан и несение на форум чудесных произведений!За блестящее раскрытие образа героев!
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.14 14:03. Заголовок: Не могу дать ссылку ..


Не могу дать ссылку - в бездонном интернете сложно найти то, что прочла месяц назад. А суть такая:

В Саудовской Аравии девушку, вышедшую на улицу в сопровождении знакомого парня, украла компания подонков. Парня избили, её изнасиловали скопом.
Приговор? Ни за что не угадаете!

ЕЁ суд приговорил к публичному бичеванию на стадионе (100 плетей) за то, что опозорила высокое звание мусульманки - вышла на улицу с мужчиной, который не является её родственником!
За попытку привлечь адвоката ей добавили ещё сто плетей. Всего двести.

А сыны Ислама не виноваты, что эта падаль их спровоцировала!

Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1360
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 3

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.14 15:14. Заголовок: Года три назад в той..


Года три назад в той же Саудовской Аравии произошел ещё более чудовищный случай. Одинокая старушка попросила двух соседей купить ей хлеб. Ну не могла бабушка дойти до лавки по состоянию здоровья. Соседи просьбу выполнили. И представьте себе, больную одинокую старушку приговорили к наказанию плетьми и высылке из страны. Знаете за что? За то, что она общалась с мужчинами, не состоявшими с ней в родстве! А родственников у бабушки нет! Она одинокий человек. Кто же ей хлеба купит? О как! Старой больной соседке буханку хлеба не принеси! И то, наказание могло быть ещё хуже- смертная казнь. Одному из соседей удалось доказать, что он ей дальний родственник. Ну в общем, пошли люди на всякие свидетельства, чтобы спасти старенькую соседку. А второму доказать родство не удалось. И секли плетьми бабушку и выслали. А что с ней после высылки случилось, одному богу известно. Как она, одинокая и больная в чужой стране это отдельный вопрос.

Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 140
Зарегистрирован: 03.01.14
Откуда: Италия, Firenze
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.14 18:42. Заголовок: И вот именно этим хо..


И вот именно этим хочется тыкнуть в лицо любому, кто винит во всём и во всех бедах женщин.

Многие думают, что видят человека насквозь, не пытаясь постичь душу. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1361
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 3

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.14 02:07. Заголовок: Фьора де Селонже пиш..


Фьора де Селонже пишет:

 цитата:
И вот именно этим хочется тыкнуть в лицо любому, кто винит во всём и во всех бедах женщин


А вы не обратили внимание, что в приведенных мной примерах убийств и кастрации любовников пострадавшей стороной оказывался именно мужчина? Сама же женщина чаще отделывалась легким испугом? В судебных разбирательствах со вдовами то же самое . Сыновья, братья, отчим убивали возлюбленных своих родственниц, оставляя их невредимыми.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1362
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 3

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.14 02:20. Заголовок: Видимо тут тот же пр..


Видимо тут тот же принцип собственности. Любовник нанес ущерб собственнику. А уродовать женщину, портить собственность. Так же как пираты, вопреки стереотипам, не насиловали пленных женщин. Сексуально голодными они не были: в портах полно проституток, на берегу у них семьи-жены или постоянные сожительницы, а пленницы это выгодный товар. Кто же портит товар?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 396
Зарегистрирован: 05.05.13
Репутация: 3

Награды: За мудрость суждений!
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.14 10:35. Заголовок: Фьора де Селонже пиш..


Фьора де Селонже пишет:

 цитата:
И вот именно этим хочется тыкнуть в лицо любому, кто винит во всём и во всех бедах женщин.



Атосу, что ли? Он бы в этих случаях нашёл подтверждение того, что "женщины - презренные создания". И устроил бы встречу с выродками - по обмену опытом...
А когда в дальние времена муж имел право убить любовника... если бы это было в более раннее времена, когда обычаи кровной мести были вместо тюрем и адвокатов, тогда понятно... ну так Салическая правда - это 2-я половина 1-го тысячелетия нашей эры, тогда полиции не было, а было право-обязанность носить оружие и оборонять себя самому... Во 2-м тысячелетии нашей эры эта статья ещё могла сохраняться в законах, но прибегали к ней уже реже...
А германцы и викинги могли парня вызвать на поединок за сочинение и распевание любовных песен про их дочь или сестру, так как это приравнивалось к попытке приворожить девушку при помощи любовных чар. (Хотя у них и женщины были - палец в рот не клади. Один викинг развёлся с женой, женился на другой женщине - а официальной причиной развода заявил то, что жена "ходит в штанах, как мужики"; бывшая жена как будто бы сначала отнеслась спокойно, а потом - совершенно спокойно - надела штаны, взяла меч и так полоснула своего бывшего, что он до конца жизни хромым остался. И он к ней никаких претензий не предъявлял, сказал, что она имела право так поступить...)

Любите врагов своих, это лучший способ действовать им на нервы! Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1364
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 3

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.14 12:03. Заголовок: Элен де Сент-Аман пи..


Элен де Сент-Аман пишет:

 цитата:
А когда в дальние времена муж имел право убить любовника... если бы это было в более раннее времена, когда обычаи кровной мести были вместо тюрем и адвокатов, тогда понятно...


Не, судебные дела от 13-го до 16-го века. Там оправдывались убийцы любовников жен и вдовых дочерей и сестер. А так же судебные постановления об отказе в апелляции кастрированых любовников.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1365
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 3

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.14 12:40. Заголовок: Хотя аббата Фульбера..


Хотя аббата Фульбера, кастрировавшего философа Абеляра, приговорили к пожизненному заключению с конфискацией имущества, а его сообщников ослепили и оскопили. Но Абеляр был в браке с племянницей Фульбера.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1598
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 4

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.14 09:17. Заголовок: Тогоева О. Униженные..


Тогоева О. Униженные и оскорбленные: мужская честь и мужское достоинство в средневековом суде

И все же начать, пожалуй, следует с женщин. Ведь они, в отличие от мужчин, были не слишком частыми гостями в средневековом суде: редко выступали в роли ответчика или истца, только в исключительных случаях (как, например, в делах о колдовстве) заслушивались в качестве свидетелей. Единственной, пожалуй, сферой уголовного судопроизводства, касавшейся преимущественно женщин и требовавшей их присутствия в зале суда, были дела, связанные с преступлениями, совершенными на сексуальной почве: с проституцией, изменами или абортами. И именно эти преступления, как, впрочем, и преступления, совершенные против женщин, но также связанные с сексуальной сферой (изнасилования, оскорбления, похищения), имели непосредственное отношение к вопросу о понимании чести и достоинства женщины в средние века. Как отмечает в своей недавней статье Клод Говар, именно сексуальное поведение играло первостепенную роль в формировании репутации женщины в средневековом обществе, сексуальная чистота была основой ее чести и достоинства[1]. Это правило в равной степени распространялось как на знатных дам, так и на простолюдинок; на юных девушек и на замужних матрон.

Незамужняя особа обязана была быть (или казаться) «доброй девственницей» (bonne pucelle), дабы со временем удачно и без проволочек выйти замуж. Малейший намек на «распущенность» (vie dissolue), тем более, прямое обвинение в утрате невинности могли стать серьезным препятствием для заключения брака и уж во всяком случае полностью компрометировали девушку в глазах общественности. Именно так восприняли оскорбление, нанесенное дочери Жака де Марваля, ее родные. Некий Симон Шартье многократно публично обзывал ее «проcтитуткой» и «гулящей девкой» (putain, ribaude), что могло, по мнению братьев потерпевшей, «весьма помешать ей выйти замуж» (estre moult reculee de mariage)[2]. Если в данном случае за честь девушки вступались ее родственники, то в другом деле, приводимом К.Говар, речь шла об отпоре, который вынуждена была давать сама жертва: Перрот Тюрелюр, «страшась бесчестья, оскорбления и потери девственности»[3], убила некоего Брюне, напавшего на нее и пытавшегося ее изнасиловать[4].

Страх Перрот был вполне оправдан, если учесть, насколько ее будущее зависело от ее чистоты и невинности. Недаром во многих случаях жертвы сексуального насилия и их родственники пытались умолчать об обстоятельствах дела, дабы скрыть позор и попытаться все же устроить судьбу несчастной. Этим стремлением объясняется, в частности, малое количество упоминаний о преступлениях такого рода в уголовных судебных регистрах[5].

Как отмечает Клод Говар, о достоинстве женщины не принято было говорить, предметом живого обсуждения ее репутация становилась лишь тогда, когда она бывала серьезно подорвана – и прежде всего, в результате сексуального насилия[6]. В этом случае девушка превращалась – по крайней мере, в глазах окружающих – в публичную женщину, проститутку, выставляющую напоказ и на продажу собственное тело. Репутация таких женщин и их достоинство, вернее, отсутствие такового, также прочно увязывались с сексуальной сферой.

Интересно, что распущенное поведение могло в глазах сообщества сделать проституткой и вполне благополучную замужнюю особу. Например, некая Жанетт, супруга Гийомина Лорана, «принимала у себя священников, клириков и других [мужчин] так, что ни во что не ставила собственного мужа, и являлась публичной женщиной и вела себя как проститутка»[7]. Жанна, несмотря на наличие законного мужа Тибо, отличалась «дурным поведением и в течение двух лет находилась среди солдат»[8]. Столь же «дурное поведение» было свойственно и Маргерит, женщине замужней, однако живущей самым «греховным и распущенным образом со многими»[9].

Достоинство замужней женщины, в не меньшей степени чем достоинство юной девушки, зависело от ее сексуальной чистоты и поведения. Равным образом любой эксцесс – оскорбление, изнасилование, адюльтер или следовавший за ним аборт – мог отразиться на ее репутации. Более того, подобные преступления ставили под удар жизнь всего общества. Так во всяком случае рассуждали королевские легисты во Франции XIII-XIV вв., пытаясь обосновать право светских судов рассматривать подобные дела. К середине XV в. этот процесс был завершен, так что королевский прокурор вполне имел право заявлять, что «похищение, адюльтер и аборт являются тяжкими уголовными преступлениями»[10], за которые виновным полагалась смертная казнь. Сексуальная сфера оказывалась таким образом связана с самой жизнью женщины – преступницы или потерпевшей. Не случайно упоминавшаяся выше Перрот Тюрлюр боялась «бесчестия или смерти» (estre deshonoree ou morte) [11]. С ее точки зрения, утрата девственности ничем не отличалась от утраты жизни.


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1599
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 4

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.14 09:19. Заголовок: Но как на этом фоне ..


Но как на этом фоне обстояло дело с честью и достоинством мужчины? Клод Говар решительно заявляет, что его репутация в средневековом обществе не была связана с сексуальной сферой. Если в оценке женщины преобладали морально-нравственные коннотации, то достоинство мужчины, по мнению исследовательницы, обычно связывалось с воинскими (рыцарскими) свершениями, с проявлением силы (и насилия), со службой королю (для людей знатных) или с профессиональными достижениями (для простолюдинов)[12]. Иными словами, в случае женщины упор делался на ее природу, естество, в случае мужчины – на его разум и ум[13].

Это суждение – безусловно, в общих чертах совершенно верное – требует все же, как мне кажется, уточнения. На мой взгляд, в средневековом обществе возникали ситуации, когда честь мужчины напрямую оказывалась связана с его сексуальной жизнью и половой идентичностью. И особенно ярко это проявлялось, как ни странно, именно в судебных или парасудебных конфликтах.

***

Начнем с одного из примеров, также приводимых в статье Клод Говар. В ноябре 1400 г. некий Робер де Саль, экюйе из Пуату, получил королевское письмо о помиловании. Речь шла о супружеской измене, виновными в которой признавались жена Робера и его слуга Мериго де Мень, незадолго до того принятый на службу. Застав их на месте преступления, Робер погнался за Мериго, успевшим сбежать через окно[14], но не смог его поймать. Тогда, призвав на помощь братьев жены, своего племянника и двух слуг, обманутый муж снарядил настоящую карательную экспедицию и устремился на поиски обидчика. На восьмой день утром он нашел его спящим в доме матери, пинками выгнал на улицу, отвел в ближайший лес, где «с помощью маленького ножика отрезал этому Мериго пенис и яички, говоря при этом, что не причинит ему никакого иного ущерба, кроме как в той части тела, которой тот оскорбил его жену»[15]. Судя по документам, сохранившимся в архивах Парижского парламента, Мериго пытался опротестовать письмо о помиловании, дарованное Роберу, однако безуспешно: решение по этому делу так и не было вынесено[16].

По мнению К.Говар, перед нами типичный пример того, как могла пострадать репутация женщины в результате преступления, совершенного на сексуальной почве[17]. Однако вместе с тем, как представляется, должен был страдать и обманутый муж, честь семьи которого оказывалась под вопросом. В первую очередь это касалось его возможного будущего потомства, чье законное происхождение ему отныне было очень трудно доказать: адюльтер матери лишал ее сыновей права на наследство и также сказывался на их репутации.


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1600
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 4

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.14 09:25. Заголовок: Характерным примером..


Характерным примером такой ситуации может служить история борьбы за английский трон между Вильгельмом Завоевателем и Гарольдом, внебрачным сыном Эльфгивы, супруги Кнута Великого[18]. На ковре из Байо мы можем наблюдать эту историю как бы в ретроспекции. Мы видим Гарольда, стоящего перед троном Вильгельма и пытающегося опровергнуть факт адюльтера Эльфгивы. Он указывает рукой на следующую сцену, которая на самом деле является воспоминанием о преступлении, совершенном около 30 лет назад: клирик соблазняет Эльфгиву[19], и для того, чтобы исход этой встречи не вызывал сомнений у зрителей, в самом низу изображен маленький голый человечек с выдающимися гениталиями, который воспроизводит жест клирика в зеркальном отражении[20].

Гарольд, как мы знаем, не смог доказать свои права на английский трон и потерпел сокрушительное поражение при Гастингсе в 1066 г. Однако его история лишний раз свидетельствует: адюльтер женщины больно ударял не только по ее репутации, но и по чести всей ее семьи, всех ее родственников - прежде всего по мужской линии. Такое восприятие адюльтера было характерно уже для раннего средневековья[21], сохранилось оно и позднее. Так, в 1408 г. письмо о помиловании смог получить Кардине де Претреваль, экюйе из Тура, подрезавший сухожилия на ногах (les nerfs des jarrez) священника, повадившегося навещать вдовую мать истца, что было названо последним «бесчестием для всего его рода»[22]. В одном из писем о помиловании за 1385 г. говорилось о том, что некий Жак де Рошфор, клирик, соблазнивший замужнюю женщину, был убит ее мужем, дабы положить конец «угрозам ему самому, его роду и роду этой женщины»[23]. В 1400 г. письмо о помиловании было даровано Жаннену дю Бовею, отчиму замужней женщины (сожительствовавшей с каким-то бретонским сапожником), который принял участие в наказании виновного исключительно из-за «естественного чувства любви к этой Жаннетт, являющейся дочерью его жены, и из-за бесчестия, которое этот Торрой ему причинил»[24].

Та же ситуация повторялась, если жертвой сексуального насилия оказывалась еще незамужняя девушка. Так, родственники Элоизы, ставшей возлюбленной Абеляра и родившей ему сына, расценили их отношения как позор для всей семьи. Они настояли на заключении брака, обещав хранить случившееся в тайне. Однако, как писал сам Абеляр, «желая загладить свой прежний позор, начали говорить всюду о состоявшемся браке и тем нарушили данное мне обещание»[25]. Так же воспринял изнасилование двоюродной сестры и некий молодой человек из Сен-Пьера-ле-Мутье, убивший ее обидчика «из чувства глубокой любви и уважения к своему роду, [для восстановления] своей собственной чести и чести своей кузины»[26].


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1601
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 4

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.14 09:27. Заголовок: Если муж неверной же..


Если муж неверной женщины и/или его родственники-мужчины воспринимали адюльтер как личное оскорбление и мстили прежде всего за свое собственное унижение, то наказание, к которому они прибегали, часто свершалось над той частью тела обидчика, которой и был нанесен урон[27]. Кастрация прелюбодея указывала прежде всего на сексуальный характер совершенного им преступления.

История незадачливого Мериго де Меня – далеко не единственный случай, когда кастрация становилась достойным ответом на нанесенное оскорбление. Так, в 1353 г. в Парижском парламенте было вынесено решение по делу о «случайной» кастрации некоего монаха. Будучи многократно застигнут в постели своей любовницы, он всякий раз отпускался ее мужем с миром – вплоть до того момента, когда терпению последнего, видимо, пришел конец. Однако, несмотря на все требования потерпевшего, ответчик смог получить письмо о помиловании[28]. А в одном из писем о помиловании за 1482 г. прямо заявлялось, что его получатель не постеснялся «отрезать причиндалы» (couper les genitoires) любовнику своей жены[29].

Преступление, совершенное прелюбодеем, воспринималось средневековыми обывателями как «бесчестье» (deshonneur) и «оскорбление» (villenie)[30], а потому восстановить достоинство потерпевших возможно было, лишь ответно обесчестив, унизив противника: именно этот принцип лежал в основе всего средневекового судопроизводства[31]. В данном конкретном случае подобное унижение мыслилось возможным только посредством физического насилия над половыми органами преступника, чье достоинство таким образом напрямую связывалось с сексуальной сферой, ставилось в зависимость от тела мужчины, от самых интимных его частей. И если в истории с Мериго эта тема не получила эксплицитного выражения в силу специфики самого судебного документа, в котором она излагалась[32], то в случае с Абеляром она выходила на первый план и звучала совершенно определенно.

Отъезд Элоизы из дома и ее пребывание в монастыре Аржантейль дали ее дяде, канонику Фульберу, предлог обвинить Абеляра в желании постричь ее в монахини и навсегда о ней забыть: «Придя в сильное негодование, они составили против меня заговор и однажды ночью, когда я спокойно спал в отдаленном покое моего жилища, они с помощью моего слуги… отомстили мне самым жестоким и позорным способом, вызвавшим всеобщее изумление: они изуродовали те части моего тела, которыми я свершил то, на что они жаловались»[33]. Несмотря на то, что кастрация в данном случае противоречила неким неписаным правовым нормам (ведь пострадавший уже являлся мужем обесчещенной девицы[34]), сам Абеляр никак не комментировал незаконность действий своих противников, подчеркивая прежде всего собственные нравственные страдания от перенесенного унижения: «Особенно терзали меня своими жалобами и рыданиями клирики и прежде всего мои ученики, так что я более страдал от их сострадания, чем от своей раны, сильнее чувствовал стыд, чем нанесенные удары, и мучился больше от срама, чем от физической боли. Я все думал о том, какой громкой славой я пользовался и как легко слепой случай унизил ее и даже совсем уничтожил;… как по всему свету распространится весть о моем величайшем позоре»[35].

Тема сексуальных проступков (в частности, адюльтера) и следующей за ними кастрации виновного обыгрывалась и в средневековых нравоучительных «примерах» (exempla). Так, в сборнике Этьена де Бурбона рассказывалась история некоего развратника, столь сильно страдавшего вследствие своего поведения от боли в гениталиях, что он просил окружающих дать ему нож, дабы отрезать их и не позволять Дьяволу терзать его более[36]. В сборнике Цезария Гейстербахского приводился похожий «пример» о священнике, убитом молнией во время сильной грозы. У него оказались сожжены гениталии, хотя все тело осталось нетронутым, из чего окружающие сделали вывод, что погибший был прелюбодеем[37]. Приводящий эти истории в своем исследовании об “exempla” А.Я.Гуревич замечает, что чувство стыда, на которое делался в них особый упор, являлось важным средством социального контроля в средневековом обществе: «В “примерах”, касающихся сексуальных проступков, вина и стыд идут рука об руку»[38].


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1602
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 4

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.14 09:29. Заголовок: Кастрация мужчины, в..


Кастрация мужчины, виновного в сексуальном преступлении, заставляет нас вспомнить о законе талиона, известном еще по Закону XII таблиц и представлявшем собой промежуточную ступень между правом убить человека и принять от него денежный штраф[39]. Однако, в самом Риме принцип талиона и, как следствие, система уголовных наказаний, предусматривавшая «символическое членовредительство» виновных[40], не получили особого развития[41]. Напротив, подобные наказания были широко распространены в Византии, в частности, в случае адюльтера или иных преступлений на сексуальной почве[42]. Как полагают историки, именно отсюда принцип талиона и был в целом воспринят на Западе[43].

Во Франции влияние принципа талиона ощущалось вплоть до конца средневековья не только в законодательной, но и в судебной практике[44]. В частности, практически неизменными, начиная с XII в., оставались нормы права, касающиеся случаев богохульства. Согласно ордонансам Филиппа Августа (1181 г.), Людовика Святого (1268/1269 г.), Филиппа Смелого (1272 г.), Филиппа Красивого (1293 г.), Филиппа Валуа (1329 г.), за поношение Господа, Богоматери или святых виновному должны были проколоть язык каленым железом[45]. То же наказание полагалось, если преступник оскорбил свою жертву. Так, в 1390 г. некий Шарло Конверс был приговорен к позорному столбу, прокалыванию языка и изгнанию за то, что обозвал сеньора де Турень «отродьем проститутки» (un ribaut putier)[46]. Галео де Шуасоль, экюйе и брат сира д’Эгремона, легко получил в 1380 г. письмо о помиловании за то, что отрезал кончик языка человеку, назвавшему его «сыном грязной проститутки» (filz d’une mauvaise putain)[47]. Отрезание языка за богохульство предусматривалось еще ордонансом Людовика XIV от 1666 г., правда, только в том случае, если это преступление совершалось в седьмой раз[48].

Весьма популярной мерой борьбы с воровством во Франции XIV-XV вв. считалось отрубание руки. Так, в 1357 г. Парижский парламент был вынужден рассматривать апелляцию одного из осужденных, несогласного с тем, что ему отрубили кисть правой руки, тогда как он просил отрубить кисть левой руки. В качестве возмещения причиненного ему ущерба вор требовал, чтобы его судье отрубили обе руки[49]. Принцип «око за око, зуб за зуб», похоже, был весьма популярен в средневековом обществе. Податель судебного иска считал вполне законным, например, требование отрубить палец его обидчику взамен утраченного в стычке с ним[50]. Точно так же можно было добиваться проведения пыток в отношении судьи, который прежде под тем или иным предлогом (но, конечно же, незаконно!) пытал самого истца[51].

Что же касается кастрации, то ее использование в качестве наказания за сексуальные преступления было известно уже салическим франкам: «Если раб причинит насилие чужой рабыне и вследствие этого преступления рабыня умрет, раб должен или уплатить господину рабыни 240 ден., что составляет 6 сол., или же должен быть кастрирован»[52]. То же наказание полагалось насильникам (mulierum oppressores) в XI в.[53] Позднее, как видно из приведенных выше примеров, такая мера применялась почти исключительно в парасудебных ситуациях – в случае самосуда, хотя и считалась вполне допустимой: именно поэтому месть оскорбленных родственников так легко извинялась королевским судом.

Интересно, что в качестве нормы права (безусловно, также под влиянием византийского законодательства) кастрация прелюбодея рассматривалась в городах средневековой Италии: Флоренции, Перудже, Венеции. Здесь, как мне представляется, особое звучание приобретало «теоретическое» обоснование членовредительства, разработанное византийскими теологами. В основе его лежало понятие “porneia”, обозначающее любые незаконные сексуальные отношения и, в частности, адюльтер[54]. С религиозной точки зрения, “porneia” являлась грехом телесным (а не духовным), что делало само тело опасным для окружающих, особенно, когда бывало обнажено и прекрасно[55]. Именно поэтому в качестве единственного действенного средства для борьбы с данным грехом (или преступлением) византийские правоведы рассматривали членовредительство[56].


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1604
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 4

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.14 05:12. Заголовок: Ту же картину мы наб..


Ту же картину мы наблюдаем и в средневековой Италии: если мужчину, виновного в адюльтере, ждала кастрация, то женщине отрезали нос, дабы своей красотой она не привлекала более мужчин[57]. И в том, и в другом наказании прежде всего подчеркивался производимый им диффамационный эффект, позволявший за счет унижения преступников восстановить честь и достоинство не только непосредственных жертв, но и всего городского сообщества[58]. Таков был основной принцип итальянского судопроизводства, особенно, как отмечает Гвидо Руджеро, в отношении преступлений, совершенных на сексуальной почве[59]. Тот же принцип, насколько можно судить, доминировал и в представлениях итальянцев о страданиях грешников в загробном мире. Изображая мучения, уготованные им в аду, художники, по мнению специалистов, часто воспроизводили знакомые из повседневной жизни сцены наказания преступников[60]. Так, на картине Джотто «Страшный суд» перед зрителями представала некая пара, очевидно, признанная виновной в адюльтере: мужчина был подвешен на веревке, привязанной к члену (намек на кастрацию), а женщина висела на крюке, зацепленном за вагину (Ил. 2) Только в XV в. под влиянием гуманистических идей в итальянской системе уголовных наказаний произошли видимые изменения: «символическое членовредительство» начало постепенно уступать место денежным штрафам[61].

В отличие от Италии, во Франции – при всем понимании унизительности кастрации – на первый план выходил все же не ее диффамационный эффект, но, как ни странно, ее близость к смерти (убийству) виновного мужчины. Убийство действительно являлось здесь наиболее «популярным» в случае самосуда наказанием за адюльтер[62]. Например, в 1392 г. письмо о помиловании было даровано Симону де Ламуа из Котентена, на протяжении восьми лет терпевшему сожительство собственной жены с местным кюре Робером Жильбером и даже согласившемуся взять на воспитание девочку, родившуюся от этой связи. Симон пытался обратиться в арбитражный суд, где заключил со своим соперником соглашение, и «упомянутый Жильбер пообещал и поклялся на святых евангелиях, а также пообещал принести клятву перед распятием, что более никогда не придет к истцу и к этой женщине в дом и не оскорбит ее»[63]. И все же «перемирие» длилось недолго: застав любовников на месте преступления, Симон убил их обоих.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1605
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 4

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.14 05:13. Заголовок: Однако понимание рав..


Однако понимание равноценности двух возможных в случае адюльтера наказаний – убийства и кастрации – прослеживается и по нормативным документам, например в «Салической правде». Так, за кастрацию свободного мужчины полагалось заплатить точно такой же штраф, как за его убийство или кражу его жены – 8000 денариев[64]. Наличие гениталий таким образом вполне логично связывалось с самой возможностью жизни, поскольку их отсутствие лишало мужчину надежды на продолжение рода, на отцовство[65].

Любопытную параллель к такому восприятию мужских половых органов мы находим в Библии. В книге Бытия упоминается интересная форма клятвы, имевшая хождение у евреев: «И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управляющему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое, и клянись мне Господом Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу. Но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку… И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сем»[66]. Таким образом, если дело касалось продолжения рода (т.е. самой жизни), клятву приносили на пенисе того, кто, собственно, являлся наиболее заинтересованным лицом[67].

В более поздних, по сравнению с «Салической правдой», правовых документах кастрация в понимании как потерпевших, так и судей также приравнивалась к смерти (убийству). Судя по уголовным регистрам Парижского парламента, возмещение ущерба за кастрацию или надругательство над мужскими половыми органами составляло 10000 парижских ливров[68] – столько же, сколько обычно требовали за создание угрозы жизни истца или за убийство[69]. В некоторых случаях за «незаконной» кастрацией могла последовать казнь совершившего ее преступника. Именно такой приговор был вынесен в 1376 г. с целой группе обвиняемых, напавших на свою жертву ночью, около его дома. По свидетельству потерпевшего, они приехали к нему, когда уже стемнело и все спали, выпустили привезенную с собой курицу и заставили ее кричать. Истец, думая, что это лиса залезла в его курятник, вышел безоружным во двор, где был схвачен и кастрирован – всего лишь потому, что незадолго до того выиграл у своих обидчиков несколько судебных процессов[70].


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1606
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 4

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.14 05:15. Заголовок: Таким образом в позд..


Таким образом в позднесредневековой Франции кастрация воспринималась, скорее, как преступление, нежели как достойное наказание виновного. Не удивительно, что все рассмотренные выше случаи представляли собой ситуации парасудебного разрешения конфликта. Система французских судебных наказаний за сексуальные преступления и, в частности, за адюльтер вообще довольно долго оставалась слабо разработанной и, в связи с этим, сильно различалась в зависимости от провинции, где рассматривалось то или иное дело. Например, в Арле обычным наказанием за измену было изгнание виновных из города[71]. В Тоннерре, напротив, адюльтер наравне с изнасилованием и убийством расценивался как тяжкое уголовное преступление и карался смертью[72]. Неверных жен также весьма охотно заключали в монастыри[73]. Кастрация же прелюбодея в качестве нормы права была известна, как кажется, только обычному праву Тулузы, о чем свидетельствует хорошо знакомая историкам миниатюра. (Ил. 3) Однако, как следует из документов судебной практики, на деле такая процедура не применялась[74]: чиновники Тулузы (как и их коллеги в других городах Южной и Северной Франции) предпочитали иные наказания за адюльтер – имевшие, впрочем, также значение в первую очередь в плане диффамации, унижения достоинства преступивших закон мужчин.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1607
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 4

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.14 05:18. Заголовок: Прежде всего к ним о..


Прежде всего к ним относился т.н. «бег» (course), известный нам по многочисленным документам, происходящим из Тулузы, Ажена, Периго, Эг-Морта, Сен-Бернара, Драгиньяна, Лурда и других городов.[75] Суть этого наказания состояла в следующем.

Мужчина и женщина, признанные виновными в адюльтере, обязаны были пробежать через весь город по заранее установленному или определенному местной кутюмой пути – обычно от одних ворот до других[76]. Впереди них бежал глашатай, трубивший в трубу и призывавший жителей насладиться зрелищем. Естественно, что, как и любое иное публичное наказание, «бег» проводился исключительно днем – “non de nocte sed de die”.

Для нас особенно важным представляется то обстоятельство, что очень часто претерпевающие наказание любовники должны были бежать по улицам города голыми. Схваченные на месте преступления “nudus cum nuda”, в точно таком же виде они расплачивались за свой проступок[77]. Судя по документам, чаще всего они бывали раздеты полностью[78]; иногда мужчина был раздет, а женщина одета[79]; иногда мужчине оставляли его брэ, а женщине – нижнюю рубашку[80]. При этом бегущая впереди женщина должна была держать в руках веревку, второй конец которой привязывали к гениталиям (per genitalia) ее любовника[81]. В некоторых случаях, насколько можно судить по миниатюре из «Кутюм Тулузы», веревка бывала пропущена между ногами женщины, доставляя ей тем самым дополнительные мучения. (Ил. 4) «Бег» также мог сопровождаться публичным бичеванием, иногда – «до появления крови»[82].

Такое наказание оставалось популярным в городах Южной Франции весьма долго - собственно, на протяжении всего позднего средневековья. В Тулузе «бег» использовали не только в XIII в., но и в конце XIV в. и даже в начале XV в.[83] В XIV в. он упоминался в материалах судебной практики Драгиньяна, Периго, Руэрга, Фуа, Гурдона[84]. И даже в конце XV в. он еще применялся в Кордесе[85]. И хотя Жан-Мари Карбасс, посвятивший этому типу уголовного наказания специальную работу, настаивал на том, что в данном случае мы имеем дело исключительно с южнофранцузской практикой[86], недавнее исследование Сирила Понса показало, что точно так же «бег» был популярен и в некоторых городах Северной Франции, например, в Труа, в Лионе и его окрестностях[87].

В отдельных, правда, весьма редких случаях наказанием за адюльтер вместо привычного «бега» в Южной Франции могла стать смертная казнь виновного в преступлении мужчины. Как отмечает Ж.-М.Карбасс, происходило это только тогда, когда виновным в адюльтере признавался ученик или подмастерье, а соблазненной им женщиной была жена его мастера. Такое дело в конце XIII в. рассматривалось, в частности, в Тулузе, где перед судьями предстали ученик булочника (приговоренный затем к казни через повешение - “ad perdendum capud”) и его хозяйка[88].

Однако, в плане диффамации виновного, «бег» был, безусловно, значительно более эффективным наказанием, нежели смертная казнь[89]. Пробежка по городу в голом виде, в компании собственной любовницы, под градом ударов вела к публичному осмеянию, унижению мужчины, к превращению его в преступника – и не только.

Особое значение здесь, как представляется, имело даже не раздевание мужчины, виновного в адюльтере, но веревка, привязанная к его гениталиям, самым серьезным образом угрожавшая его мужскому достоинству. Подобным образом достигался эффект имитации кастрации, приводившей не просто к унижению человека, но к символическому лишению его половой идентичности, к превращению его в женщину и, как следствие, к исключению его из общества полноценных мужчин[90].


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1608
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 4

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.14 05:19. Заголовок: *** Подобная тракто..


***

Подобная трактовка «бега» могла бы выглядеть в высшей степени умозрительным заключением, если бы у нас не было весьма интересных параллелей именно к такому восприятию данного наказания. Параллели эти, правда, относятся к древнегреческому полисному праву, хотя их истинное происхождение до сих пор остается неясным[91].

В Греции адюльтер расценивался как прямой отказ от нормальной семейной жизни и рождения потомства, а потому – как угроза всему обществу в целом[92]. Как свидетельствуют Гераклид и Николай Дамасский, за подобное преступление в некоторых полисах практиковался очень похожий на известный нам по средневековой французской уголовной практике вид наказания – пробежка (или «прогулка») мужчины по городу или по всей территории, прилегающей к городу, т.е. за его стенами, что означало символическое исключение данного человека из общества[93]. Во время этой пробежки мужчина бывал связан, что в обычной жизни считалось совершенно неприемлемым по отношению к взрослому свободному человеку и унижало его, приравнивая таким образом к рабу[94].

Полин Шмитт-Пантель считала возможным уподобление этого типа наказания за адюльтер двум другим, принятым, в частности, в Афинах. Здесь мужчина, уличенный в связи с замужней женщиной, подвергался насильственной эпиляции либо процедуре “raphanidosis”, когда ему в анальное отверстие вставляли хрен (или редьку). То, что в Афинах выбривание низа живота было распространенной практикой у женщин, делало первое из этих наказаний чрезвычайно унизительным для претерпевающих его мужчин, поскольку таким образом их совершенно недвусмысленно уподобляли женщинам. То же относилось и ко второму наказанию – “raphanidosis” – в символическом ключе изображавшем соитие и также превращавшем мужчину в женщину и даже – в проститутку, услуги которой были доступны всем[95]. Та же участь ждала преступивших закон мужчин в Гортине, где на них надевали корону из шерсти (ассоциирующуюся также с женщинами и их повседневными занятиями) и выставляли на всеобщее обозрение[96]. Таких мужчин называли “anandros” – термином, буквально означающим «не мужчина» и отсылающим к образу греческого бога Адониса[97].

Символическое превращение в женщину – так же как и в рассмотренных выше примерах с имитацией кастрации в городах Южной Франции – лишало преступившего закон мужчину общества ему подобных, делало его изгоем, поскольку вместе с половой идентичностью он терял и право быть гражданином полиса[98].


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1609
Зарегистрирован: 01.05.13
Откуда: РОССИЯ, Воронеж
Репутация: 4

Награды: За символичное название "Удар гардой" и за девиз форума!Наш милый доктор награждается за идею герба форума и великолепное стихотворение к нему! Браво!За стойкость и упорство!За разносторонние знания, за кропотливые исследования и поиск истины!За остроумие, всесторонние знания  и академические знания!
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.14 05:21. Заголовок: Формальная и смыслов..


Формальная и смысловая близость наказаний, полагающихся мужчине, виновному в адюльтере, в Древней Греции и средневековой Франции заставляет задуматься о возможном влиянии одной правовой системы на другую. К сожалению, в современной литературе, насколько можно судить, происхождение «бега» пока не рассматривалась. Жан-Мари Карбасс, настаивавший, как я уже упоминала, на исключительно южнофранцузском бытовании данного обычая, полагал, что его корни следует искать на Пиренейском полуострове[99], где «бег» также применялся в качестве наказания за адюльтер в XI-XII вв.[100] Однако, откуда пришел этот обычай, сказать сложно[101]. Единственной подсказкой может стать то обстоятельство, что наравне с «бегом» нормой права здесь являлась и кастрация прелюбодея[102], имевшая, очевидно, византийское происхождение. Вероятно, распространение «бега» в европейских средневековых судах также следует связывать с влиянием византийской и, как следствие, греческой правовой традиции[103]. И, хотя прямых доказательств у нас нет, мы располагаем важным косвенным подтверждением этой гипотезы.

***

Исследуя систему наказаний за адюльтер в Древней Греции, связующим звеном между пробежкой по городу и наказаниями, буквально превращающими мужчину в женщину (обриванием и “raphanidosis”), П.Шмитт-Пантель называла еще один, весьма любопытный вид наказания – а именно, «прогулку на осле». Действительно, такой обычай практиковался в греческих полисах: мужчину, признанного виновным в адюльтере, усаживали на осла и возили по улицам города при скоплении народа. Связь этого наказания с пробежкой по городу таким образом представлялась очевидной. Но не менее ясной была и связь с наказаниями, ставящими под удар половую идентичность мужчины, умаляющими прежде всего его мужское достоинство.

В греческой культуре осел являлся, безусловно, фаллическим животным. Культ осла существовал на Крите, в древней Индии, в Малой Азии, во Фригии, в Египте и у древних семитов[104]. В античности имели хождение многочисленные мифы, весьма непристойного содержания, главным героем которых выступал осел. Он был одним из участников «маскарадов», связанных с культом Диониса[105], которому по окончании торжеств жертвовался ослиный хвост: т.н. фаллогогий, главной отличительной чертой которых являлся торжественный вынос фаллоса[106]. Осел символизировал плодородие, был связан с культом хлеба, винограда, вообще – любых плодов, дающихся землей. Он также почитался и как первый помощник в деле родовспоможения: ослиное копыто способствовало внутриутробному развитию плода и помогало при родах; повешенный в саду череп ослицы вызывал оплодотворение[107].


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  -2 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет





Бесплатные готовые дизайны для форумов