On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 814
Зарегистрирован: 28.04.13
Репутация: 1

Награды: За идею форума.
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.13 03:55. Заголовок: Три мушкетера и Арканы Таро


Три мушкетера и Арканы Таро





Гасконец родом из Таро

Несколько лет назад автор этих строк, занимаясь изысканиями в русле происхождения знаменитых предсказательных карт Таро, обратился к литературным
источникам, а точнее – историческим романам. Каково же было мое удивление, когда вновь раскрыв хорошо известный мне, казалось бы, роман А. Дюма «Три мушкетера», я, одну за другой, стал подмечать в нем такие особенности, мимо которых, как исследователь, теперь никак не мог пройти.
Обо всем этом была написана статья, исследующая скрытые символические связи сюжета «Трех мушкетеров» с Арканами Таро, опубликовать которую любезно согласился журнал «Наука и религия»*.

---
* См.: Эльдемуров Ф., «Перечитаем «Трех мушкетеров» с колодой Таро в руках», ж. «Наука и религия», №10-1996г. Интересно, что почти одновременно в прессе начали появляться и материалы других авторов на эту же тему. Так, стоит отметить статью таролога Ирины Поволоцкой, опубликованную в журнале «Меркурио», №№2-3 за 1997 г., в которой автор по-своему раскрывает эту тему, дополнив исследование новыми интересными подробностями.
---

Сегодня, работая над темой Придворных Арканов, нам не грех было бы вновь обратиться к знаменитому роману, на страницах которого автор, удивительный знаток жизни, раскрыл перед читателем характеры героев, чьи имена с тех пор стали нарицательными для десятков поколений романтиков и искателей приключений. Познакомившись с великолепной четверкой в детстве, мы раз и навсегда отдаем свое ее участникам, и их образы (а также определенные стереотипы поведения), хотим мы того или нет, незримо сопровождают нас всю жизнь...
Итак, перечитаем вновь «Трех мушкетеров» – с колодой Таро в руках.


Конечно, не секрет, что наделенный подлинным литературным талантом автор, желает он того или не желает, но все-таки следует определенной архетипической логике как в описании характеров, так и в описании событий. Правда, еще более проницательный ум, рано или поздно обнаружив в своем труде подобные неслучайные особенности, начинает их не просто использовать, но и подчеркивать, и этим улучшает свое произведение. Такое бывало, например, с Пушкиным, такое, вполне вероятно, случилось, и с Дюма.

Карты широко популярного ныне и у нас в России Таро (или, как называли его в Европе – «Цыганского Таро») были хорошо известны писателю. По крайней мере, для него отнюдь не была тайной система прогнозирования, которой пользовалась великая мадемуазель Ленорман*, предсказавшая судьбу будущего императора Франции, и которой знаменитый романист посвятил не одну страницу своих произведений. Завлекательная мифологичность системы Таро, аура тайны, окружавшая загадочные Арканы, не могли ни подвигнуть Дюма на мысль обыграть их образы в одном из произведений. Будучи достаточно хорошо знакомым с философией, присущей системам предсказаний и гаданий, писатель, сознательно или нет, время от времени вплетает разноцветные ниточки этих знаний в общую канву своих великолепных книг.

---
* См., например: Дюма А. Прорицательница. – ж. «Наука и религия», №5-93.
---

Согласно распространенному среди историков мнению, одним из вероятных мест, откуда карты Таро начали свое победное шествие по миру, мог быть юг Франции или север Италии (где даже протекает река под названием Таро). Как мы
помним из первых глав романа, путь д`Артаньяна в Париж пролегает из местечка, чье название также созвучно слову «Таро», а именно – из Тарба, небольшого городка на юге Франции, одного из центров небольшого герцогства, отошедшего к Франции после Столетней войны и известного нам под именем Гасконь.
Образ великолепной четверки: Атоса, Портоса, Арамиса и д`Артаньяна - давно стал предметом обсуждения не только любителей чтения и поклонников творчества писателя. Как признают, например, психологи, в них автор изобразил четыре типа личности, четыре темперамента, присущих природе человека.
Но вот что интересно. Те же четыре темперамента в арканологии нередко сравнивают с четырьмя мастями Младших Арканов: Мечами (или Шпагами, пиками), Пантаклями (монетами, бубнами), Посохами или Жезлами (трефами) и Чашами или Кубками (червами).
Ознакомимся с нашими героями более внимательно.*

---
* Хочу предупредить сразу: мои мнения о каждом из Придворных Арканов могут не совпадать с мнениями Дюма, чью чисто «авторскую колоду» нам предстоит исследовать.
___


Атос – боец, воин, суровый и решительный. Это острый ум, приверженность строгим правилам поведения, врожденное благородство, в то же время – фатализм. Не забудем, что имя этого мушкетера – Атос есть также иной перевод названия горы Афон, обители суровых, ведущих аскетичный образ жизни монахов.
Родовое имя – граф де Ла Фер, то есть «железо», «сталь», еще более подчеркивает жесткость и однозначность этого образа. Вспомним историю первого знакомства с миледи, излагаемую Атосом д`Артаньяну после своего освобождения из подвала. Читатель остается в некотором недоумении. С одной стороны, как мог молодой граф, до этого страстно влюбленный в эту женщину, так жестоко с нею расправиться, пусть даже уличив её во лжи? С другой стороны, каким образом она все-таки тогда избежала смерти? Здесь тайна, некоторые разъясняющие подробности которой откроются лишь в конце романа, но дело в том, что для честного Атоса они не имеют значения, для него главное – его собственный поступок и его вина, приняв которую он не ищет себе оправдания.
Да, несомненные аристократическая прямота и жесткость, но далеко не всегда жестокость! Мы помним, с какой отеческой заботой Атос относится к д`Артаньяну и насколько ему близки идеалы дружбы и взаимопомощи.
Этому типу личности могла бы, согласно принятой во времена Дюма традиции, соответствовать стихия духовного Огня или Света, священное животное и астрологический символ – Лев, а из мастей – Мечи (пики).

Портос
– азартная, жизнелюбивая натура. Он ненасытен во всем, равно как в бою, так и в денежных делах, как в любви, так и в дружбе, как за обеденным столом, так и в развлечениях. Это – поистине гора мирских соблазнов, ее стихия – Земля, священное животное и астрологический символ – Телец, масть Таро – Пантакли (Денарии, бубны). Он жаждет и всеми силами пытается добиться богатства и пышности, но быстро забывает о своих устремлениях как только речь заходит о помощи другу. Он пусть наивно, по-детски, но философичен. Он порою расчетливый ловелас, порою хвастун и задира, он порою втайне завидует то в одном, то в другом своим друзьям, но зависть эта никогда не станет для него причиною какой бы то ни было враждебности по отношению к ним.
Пожалуй, самому Дюма, жизнелюбивому и азартному в обычной жизни человеку, именно этот герой был наиболее симпатичен; он сам себя нередко сравнивал именно с ним. Зарабатывая подчас огромные деньги, Дюма безрассудно проматывал их едва ли не в несколько дней. Приходилось брать в долг, а потом бегать от кредиторов, деланно возмущаясь при этом: «Разве Портос платил долги?..»*

---
* По: Моруа Андре, «Три Дюма» («Dumas»), любое издание.

---

Арамис – тонок, неуловим, таинственен. Он мистичен, изменчив, коварен, не забывает оскорблений и обид. При всем при том, как и все остальные – верен дружбе до конца и ненавидит предательство. Талантливый ученый-богослов, поэт, чье владение пером не уступает владению шпагой. Тщательно следит за своим внешним обликом и пользуется немалым успехом у женщин. Как и д`Артаньян – ученик Атоса и Портоса. Не прочь сменить кресты мушкетерского плаща на кресты епископского облачения. Его стихия, Воздух вступает в потаенный конфликт с водной стихией его астрологического символа – Скорпиона, вследствие чего, тот, согласно некоторым мнениям астрологов, приобретает иной облик, а именно – становится Орлом. Масть Таро его, естественно Посохи или Жезлы (они же, напомним, трефы или крести).

Наконец, перед нами сам д`Артаньян. Ураган эмоций, необузданность чувств, вера в свою звезду, безграничная смелость, безумная отвага, безраздельная любовь и – столь же безмерное честолюбие. Благородство и сила, ловкость и хитрость, преданность друзьям, все качества которых он собирает в себе, не теряя, в то же время, себя как личность – это, безусловно, признак принадлежности к масти Чаш или Кубков (черви).
Попробуем разобраться с его стихией. Здесь он во многом напоминает («зеркалит») Арамиса, то есть его стихия – Вода (или, можно сказать – Вино), его священное существо – Человек или Ангел, но его астрологический символ Знак Воздуха, а именно Водолей, (словом этим в старину называли дождь) – символ красноречия и легкости мысли.
В романе его друзья, по большей части, описаны статично (какими были в начале, такими и остаются в конце повествования). д`Артаньян же безусловно динамичен и тем особенно интересен внимательному читателю. Он непрерывно учится, приобретает опыт, его первоначальное истинно «водолейское» безрассудство постепенно уступает место продуманности и последовательности в действиях опытного воина.

Если наших главных четверых героев в колоде Таро представляют Всадники, то их слуги, несомненно – валеты-Пажи. Каждого из слуг его господин формирует под себя, делая его как бы своим продолжением, и здесь наиболее ярок Гримо.

Всадник Мечей, Атос буквально дрессирует своего Пажа, не пренебрегая и рукоприкладством. Малейшая оплошность или даже нечаянное слово могут стать причиной неудовольствия мушкетера. Бедняга Гримо, как отмечает Дюма, по причине такого истинно спартанского воспитания чуть было вообще не разучился говорить. Зато впоследствии и это, и другие приобретенные им на службе у Атоса качества сослужили немалую службу и четверке героев, и ему самому. Он сделался внешне холоден и бесстрастен как боевой клинок, полностью продолжая своего господина.

Портос встречает своего слугу на мосту, где будущий Паж Пантаклей-Денариев задумчиво плюет в воду, любуясь расходящимися по воде кругами. Сие было сочтено мушкетером как признак возвышенной философской натуры. В дальнейшем, слуга стихии Земли, чье скромное имя Бонифаций было изменено Портосом на более звучное Мушкетон, а заветною мечтою было ездить на запятках кареты, последует за своим господином до самого конца и умрет, как замечает Дюма, как истинный слуга, получив поношенное платье в наследство от своего господина…

Базен (а впоследствии – отец Базен) смиренно следует за Арамисом, тихо радуясь, когда его господин наконец-то, вроде бы, склоняется к возвращению к духовной карьере и с горькой растерянностью воспринимая все новые отсрочки этого решения. При виде появившегося в гостях д`Артаньяна, Базен меланхолично роняет яичницу в шпинат, а шпинат на пол, потому что понимает, что пришел конец постам и покаяниям, а значит и мирной спокойной жизни, и здесь он прав, поскольку вослед тому его господин требует вина и мяса… ах, и тем вновь и вновь подвергает опасности свою душу!.. Тем не менее, Базен смиренно принимает этот новый виток колеса Фортуны… как и полагается будущему служителю церкви.

Планше – бывший солдат, привыкший исполнять команды. Его скромная мечта – мечта буржуа, которая в конце концов осуществляется: накопить денег и стать хозяином трактира. Пока же он, как и остальные слуги, покорно и преданно исполняет приказы д`Артаньяна, начиная с устройства пирушки и завершая опасным путешествием в Англию. Вначале он ропщет, узнав, что его господин совсем не так богат, как показалось в первые дни службы, но затем, очевидно, восприняв и, главное, приняв к сердцу и постоянную нужду, и постоянный риск, и непрерывную череду приключений, с фаталистическим спокойствием следует за д`Артаньяном. Нельзя сказать, что этот слуга – безусловный мужлан, он ближе всех остальных слуг к компании мушкетеров и… очень обижается их не всегда остроумным шуткам над ним.



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 9 [только новые]





Сообщение: 815
Зарегистрирован: 28.04.13
Репутация: 1

Награды: За идею форума.
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.13 04:03. Заголовок: Теперь о Дамах. Во-п..


Теперь о Дамах.
Во-первых, разумеется, это миледи, бывшая роковая любовь Атоса, от которой он всеми силами пытается освободиться.
Дама Мечей.
Определить её место в соответствии Знакам Зодиака трудно. Она сочетает в себе качества как Льва, так и, безусловно, Скорпиона. Впрочем, пары Льва со Скорпионом, как показывает практика, не так уж и редки. Но… вспомним Дюма: «киньте мученицу львам!»
Характер сложный и действительно мученический. Это самый сложный женский образ в романе. С одной стороны она действительно достойная жалости жертва роковых обстоятельств, с другой стороны, как и положено Даме-Сивилле Мечей – фанатичная мстительница всем, кто когда-либо ее обидел. Её опасается сам кардинал…

Госпожа Кокнар, Дама Пантаклей-Денариев-бубнов.
Здесь можно не задумываться. Обыкновенная мещанка, простая как квитанция из прачечной, а по сути – женщина с потерянной молодостью, этим по-своему несчастная и… слепо полюбившая Портоса, который манипулирует ею, стремясь в итоге заполучить сундук ее скупердяя-мужа. Не умелая в любви, привыкшая, под влиянием обстоятельств, к аскетическому образу жизни. Читателю становится ясным, что грядущий их союз ничего хорошего в ее личную жизнь не внесет…
Знак ее, разумеется, Телец, но это оборотная сторона Тельца, выражающая чисто обывательский взгляд на жизнь.

Таинственная Мари Мишон, она же мадам де Шеврез.
О ней Дюма упоминает вскользь, она несколькими эпизодами появится лишь в романе «Двадцать лет спустя». Вообще, у скрытного Арамиса, как неоднократно напоминает писатель, женщин достаточно много, начиная с Камиллы де Буа-Траси и завершая служанкой гостиницы. Тем не менее, этот донельзя собирательный образ женщины Арамиса автоматически приводит нас к Даме Посохов-Жезлов, чей Знак Зодиака скорее должен относиться к стихии Воздуха. Например, это может быть Водолей.

Госпожа Бонасье.
Дама Кубков и первая любовь д`Артаньяна. Мы воспринимаем личность Констанции более через восприятие самого героя, Дюма почти не дает ей возможности самовыразиться. Да, верная служанка королевы, ее образ символически слит с образом королевы (о чем речь впереди!), да, она преданно любит молодого гасконца, но сама по себе пассивна и… так же, как и миледи – жертва интриг и обстоятельств.
Если следовать Дюма, стихия ее должна быть водной, но среди Знаков фиксированного креста она вряд ли Скорпион. Здесь есть над чем подумать и… не следовало бы сердиться на писателя, когда он выходит за рамки строгой схемы.

Фараоны-Короли. Вопрос сложный.
У Атоса, как Всадника Мечей, идеалом вероятно является один из его предков, чей портрет в костюме времен Генриха Наваррского помещен на стене его жилища. От Короля Мечей, помимо этого, в романе упоминается только шпага с изукрашенным золотом и камнями эфесом, которую мушкетер бережет как реликвию и, даже при всех своих расточительности и нездоровом образе жизни не отдаст никому.

Кто будет являться Королем-Фараоном для Портоса? На эту роль напрашивается мэтр Кокнар, однако мушкетеру явно претит обывательский, нарочито экономный образ жизни мужа его «возлюбленной». Вспомним эпизод с курицей: «Я, конечно, уважаю старость, но не в таком же виде!». В то же время, идеалом для Всадника Денариев мог бы стать, например, сам король.

Для Арамиса идеал, очевидно, «красный герцог», кардинал Ришелье. У них достаточно много сходных черт, вплоть до того, что кардинал является также пишущим человеком, драматургом и писателем.

Д`Артаньян
мог бы взять для себя идеалом герцога Бэкингема, любовника королевы, готового рискнуть всем во имя любви.

Итак – все главные герои и персонажи найдены, акценты расставлены. Впереди – действие.


Анализируя символические аспекты сюжетной концепции романа, неизбежно приходишь к вполне закономерному выводу: вне всякого сомнения, увлеченному мистикой (как и многие из его друзей и современников) Дюма был знаком один из древнейших принципов идеалистической философии – согласно которому в построении Вселенной два первоначала, активное (на Востоке – «ян») и пассивное («инь»), порождают третье – результативное («дэн» или «дао»), после чего все три находят свое разрешение в четвертом – реализационном. Этот закон, который именуется законом перехода тернера (троицы) в квартенер (четверицу), проходит золотой нитью через все системы оккультных знаний. Тот же закон требует, чтобы итоговый, реализационный принцип, в свою очередь, также содержал в себе четыре означенных первоначала: свои активный, пассивный и т.д. принципы. И так – до бесконечности.

Любопытно, как этот принцип обыгрывается в сюжете.
Во-первых, сами четверо закадычных друзей уже представляют собой полный квартенер, реализационный принцип которого есть главный герой – д`Артаньян.
Во-вторых, в самом происхождении д`Артаньяна мы должны вновь найти те же четыре принципа. Каковы же они?

Возвратимся в первую главу романа, которая называется «Три дара г-на д`Артаньяна-отца». Кстати, если вы попробуете проследить этимологию имени главного героя романа, то с удивлением обнаружите, что его происхождение вполне могло бы восходить к испанскому (и не только) слову «dar», которое означает в переводе на русский, – что бы вы думали? – именно дар...
Давайте-ка посмотрим, в чем состояли эти дары.
Первый из них – это конь (и шпага). В символике и конь, и меч (шпага) равно посвящены богу войны Марсу. Здесь можно снова усмотреть намек на масть Мечей.
Второй дар – кошелек с пятнадцатью экю. Это, конечно, масть Пантаклей-Денариев.
Третий дар – рекомендательное письмо к капитану мушкетеров г-ну де Тревилю... Письма и иные разного рода известия – прерогатива масти Посохов-Жезлов (треф и, разумеется, крестей).
Молодому гасконцу предстоит прибыть в полк, солдаты которого, как всем нам известно по иллюстрациям и фильмам, носили на плащах кресты. Правда, строго исторически, это неверно – мушкетеры эпохи Ришелье такой формы еще не имели, что, правда, умело обойдено в тексте романа.
Де Тревиль – персонаж, перекочевавший со страниц более раннего произведения Дюма «Шевалье д`Арманталь», авантюрного романа, по завязке сюжета близкого «Трем мушкетерам». Имя «Тревиль», как и звучание самого слова «письмо» по-французски («ле тре») содержит ту же основу, что и название масти карт – le trefle, происходящее от латинского «трифолиум» – трилистник.
Таким образом, наш герой уже с первых страниц повествования несет с собой знаки трех великих вселенских начал... и мастей Младших Арканов Таро.
А как же быть с четвертым началом?
Не будем забывать, что существовал и четвертый дар, а именно – рецепт некоего чудодейственного бальзама, подарок матери, получившей его в прошлом от некоей цыганки.
В его состав, судя по тексту, входят те же основные компоненты, которые использовал в сходных ситуациях не кто иной, как... Дон-Кихот, сравнение д`Артаньяна с которым проходит в течение всей первой главы романа, а именно: вино, масло и розмарин.
Помимо этих трех очередных отправных точек, также несущих все признаки исследуемого нами закона развития, в состав снадобья входит еще кое-что, о чем автор, очевидно не желая перегружать роман дальнейшим погружением в оккультные материи, умалчивает.
У Сервантеса это – соль ...
При желании, каждому элементу «средства от всех ран, кроме сердечных» можно привести в соответствие свою масть Младших Арканов:
Соль – наверное, все-таки, Мечи. «На войне едят соленое», как впоследствии скажет герой романа современника Дюма, Шарля де Костера. Согласно этимологии, от слова «соль» когда-то произошло слово «солдат» (воинам в средние века подчас платили жалованье солью).
Масло, «замечательное средство от ран», как говорит Атос – Пантакли.
Розмарин, душистая приправа – скорее, Посохи.
Вино – очевидно, Кубки.

---
* Интересен в этой связи также следующий факт: о бальзаме – его составе – хорошо знают именно четыре человека: цыганка, мать д`Артаньяна, сам д`Артаньян и – Атос, раны которого он лечил этим же снадобьем. Две фигуры женских и две мужских... (Прим. Ред.)
---

Но мы еще только начинаем наше путешествие!



Карта переходного меж Старшими и Младшими Аркана «Шут» показывает нам одетого в старье путника, в узелке за плечами которого находятся все перечисленные выше атрибуты Младших Арканов. Голова его высокомерно задрана. Путник отважно идет лишь вперед, не желая оглядываться и в полной уверенности, что может добиться всего...
Пришпорив своего рыжего Росинанта, д`Артаньян вихрем врывается в гущу событий, происходящих в столице Франции. Здесь его путь пролегает уже по иному руслу – в дело вступают Старшие Арканы Таро. Что же предвещает их расклад?
Первая из карт Старших Арканов, «Маг», астрологически соответствует Солнцу. В ее рисунке мы видим молодого, еще не очень опытного человека, который намерен приступить к действиям, имея на рабочем столе четыре магических предмета: уже хорошо нам знакомые Меч, Монету, Посох и Кубок. Чем не указание на нашего героя, решившего употребить все, что он имеет для преодоления всех возможных и невозможных препятствий – для восхождения по лестнице карьеры? В руке его – метафизический символ квинтэссенции – пятого, одухотворяющего весь этот квартенер начала – магический Жезл, символизирующий духовную сущность того человека, который садится работать с картами (или принимается за написание романа?!)
Знатоки Арканов Таро утверждают, что в руке Мага волшебный жезл нередко превращается в дротик, который этот персонаж готов метнуть в мир. Французское le dard и означает дротик. Но ведь это созвучно с началом имени «д`Артаньян»!
Вторая половина имени может быть признана созвучной со словом le agneau, то есть «агнец» или «овен». Овен как Знак Зодиака есть активное первоначало, символ жертвенности и безраздельной преданности высшим идеалам.
В испанском фольклоре популярен образ светловолосой и голубоглазой колдуньи-друидессы, имя которой – Аньяна.
Одним словом, Дюма на редкость повезло отыскать в истории персонаж со столь значащим именем. Поэтому он без колебаний отказывается от первоначального имени своего главного героя – д`Арманталь, и не ошибается.
В противовес Магу выступает вторая карта Старших Арканов – «Папесса», иначе известная как «Жрица», «Монахиня», а иногда и «Ведьма». Ведьмой эта странная, закутанная в непроницаемую вуаль тайны особа становится в некоторых современных и нам английских колодах Таро*, где она предстает в качестве хозяйки ковена, иначе говоря – шабаша колдунов и ведьм.

---
* Например, уже упоминавшаяся ранее мною колода «Tarot of the Witches», разработанная Стюартом Капланом по мотивам старинных «ведьминских» колод.

---


Мы не можем рассмотреть лица этой хранительницы тайн, чей Аркан посвящен Луне. В ее руках какая-то грамота, это – свиток пергамента или колдовские письмена... А может быть, это – пропавшее письмо или ужасный приказ о чьей-то смерти?
В своем положительном аспекте эта карта еще не означает безусловно плохого, это всего лишь загадка, которую предстоит разгадать. Однако если мы возьмем аспект отрицательный, то ее смысл смыкается с таковым небезызвестной пиковой дамы (символа тайного недоброжелательства по Пушкину), то есть Дамы-Сивиллы Мечей и сулит загадку зловещую и кровавую, тайные козни и множество других неприятностей.
Миледи Винтер, которую д`Артаньян встречает уже в первой главе романа – приезжая из Англии. В одной из последних глав выяснится, что когда-то она была монахиней Тамплемарского монастыря бенедиктинок, совратившей с пути истинного молодого священника.
Этому таинственному и жестокому персонажу противостоят в романе две женщины. Первая из них – это королева Франции Анна Австрийская. Вторая – ее преданная камеристка, г-жа Бонасье.
Третий по счету Старший Аркан носит два названия: «Императрица» и «Хозяйка», и может указывать равно на влиятельную или хозяйственную особу. В рисунке карты мы видим зрелую женщину. Несмотря на то, что многочисленные экранизации доносят нам образ г-жи Бонасье как особы весьма молоденькой, у Дюма она на три-четыре года старше своей соперницы – миледи, а самого д`Артаньяна – вообще лет на семь-восемь. К счастью для него, как это мудро замечает Дюма, д`Артаньяна, в силу его молодости, еще не могли смутить подобные мелочи...
Следующий, четвертый Аркан известен как «Император» или «Хозяин». В положительном аспекте это – иносказательное изображение лица, наделенного властью. Например – короля. В отрицательном аспекте эта карта указывает на безвольную и ненадежную натуру, например – на такого персонажа, как г-н Бонасье.
Пятый по счету Старший Аркан долженствует нести одухотворяющее начало. Это Аркан «Первосвященник» (иначе – «Жрец», «Папа» или «Духовник»). Выпавшая в положительном аспекте, карта несет светлое начало, и действительно – автор изображает кардинала Ришелье отнюдь не одними только черными мазками. Выпавший в отрицательном аспекте, Аркан открывает зерна таких качеств, как лицемерие, обман, лживость, хитрость, двуличие. Эта карта непосредственно сообщается с картой «Папессы» – как и в романе поддерживают связь друг с другом в своих темных замыслах кардинал и миледи...

Шестой из Старших Арканов в старину именовался «Два пути». Его значение истолковывается двояко – как Любовь и как Выбор.
В его рисунке мы видим молодого человека, чья задача выбрать меж двух дорог и меж двух женщин. Эта символика подчеркивает важность принятия ответственного решения, выбора собственной позиции, своего места в жизни. Это Аркан скрещения всех дорог и всех шпаг, линий, мнений, действий и судеб, как в жизни, так и в сюжете книги.
Интрига завязывается на почве любовных взаимоотношений, в своем развитии затрагивая и затягивая в себя все новых людей, разбрасывая и расставляя их по своим местам в зависимости от жизненного выбора.
Завязка интриги – история с подвесками королевы, как известно – не вымысел Дюма, хотя в реальности она была связана с иными лицами. В романе она служит главной пружиной к разворачиванию сюжета, исход из запутанных нитей которого должен подсказать очередной, седьмой по счету, Старший Аркан Таро.
Колесница, управляемая возничим с мечом в руке, запряжена двумя, черным и белым конями (или Сфинксами). В своем толковании эта карта обозначает как некоторое предприятие, для исполнения которого необходимы такие качества, как смелость, целеустремленность, умение ловко сочетать противоположности, так и просто дорогу, путешествие. В реальной истории завязка с подвесками также потребовала для своего разрешения дальней поездки.
Этому Аркану покровительствует Марс. В дело вступают шпаги и кони.
Фемида с мечом и весами видна нам в изображении следующего, восьмого по счету Аркана. Она символизирует собой Правосудие и Воздаяние. Сопутствующий ей астрологически Сатурн говорит нам как о затраченных денежных средствах, так и о скоротечности времени – на карту поставлено все и необходимо спешить. Аркан «Правосудие» нередко говорит о том, какого рода награда ожидает человека за его поступки и устремления. Для графа де Варда эта «награда» – удар шпагой в живот, для д`Артаньяна – перстень королевы…
Девятый по счету Аркан «Отшельник» показывает нам одинокого человека, обладающего тремя предметами Посвящения: плащом, посохом и светильником. Д`Артаньян возвращается из своего путешествия в одиночестве. Ему еще предстоит вернуться к своим друзьям, чтобы выручить их из неприятных положений, в которых он вынужден был их оставить. По сути, отшельниками, в том или ином смысле и качестве, становятся все четыре главных героя.

Портос – раненый на поединке, с Пажом-слугой Мушкетоном проживает в гостинице в номере под цифрой 1.
Арамис – удалившись от мирской жизни, окружен своими «коллегами» по духовному служению, держит пост и ведет по-латыни богословские дискуссии, в чем ему «помогает» припрятавший его шпагу слуга Базен.
Атос – вместе со своим Пажом-слугой Гримо осажден в подвале трактира.
Д`Артаньян – удрученный одиночеством, совместно с верным Планше намерен во что бы то ни стало разыскать друзей.
Теперь…

Плащ, материя – символ земного существования (собственно - тело, обличье). Из мушкетеров этому символу ближе всего Портос. (Вспомним историю с плащом и перевязью!)
Посох – путь, не только земной, но и духовный. Вторым д`Артаньяну предстоит посетить Арамиса.
И наконец, светильник, фонарь в символике Таро – одна из аналогий того же меча, следовательно – и масти Мечей (или – Пламен. В средневековье был популярен знак так называемого «пылающего» меча – «фламмена» с волнообразно изогнутым лезвием.) Следовательно, третий из предметов Посвящения должен привести нашего героя к Атосу.
Но знак светильника (язык огня в сосуде) – знак более сложный, нежели просто меч. Здесь д`Артаньяну должна открыться некая тайна...

Образ «Папессы», ассоциированный нами с миледи, как мы помним, в иных толкованиях сходен с образом Дамы Пик (или Мечей).
Миледи – бывшая жена Атоса. Мечи складываются с Мечами. Новая закономерная «случайность»? Но эта случайность должна послужить дальнейшему развитию сюжета во второй части романа...
Пока же – нашему герою улыбается счастье. Десятый Аркан, который именуется «Колесо Фортуны» имеет своим толкованием Успех, Удачу, выигрыш в жизненной борьбе. Д`Артаньян добивается своей цели. Его противники низвержены, а друзья возвышены.
Однако, вспомним, что эта карта некогда называлась также «Сфинкс» – согласно ее главному персонажу, с мечом в лапе восседающему вверху судьбоносного Колеса.
Сфинкс, с его лапами и гривой Льва, хвостом и копытами Тельца, крыльями Орла и лицом Человека, представляет собой совокупность признаков четырех мастей Младших Арканов. Друзья снова вместе... Однако, Сфинкс еще и символ загадки, новой тайны, наверняка – и кровавой развязки сюжета.
И действительно, развязку сюжета в романе венчает удар меча...

Избегая опасности превратить наше исследование в некий академический трактат, не станем далее углубляться в круговорот ассоциаций и сопоставлений.
Молодому гасконцу родом из Тар... – простите – из Тарба! – предстоит претерпеть еще множество приключений: любовных (Аркан «Сила» – дева, что укрощает льва), искусительных (Аркан «Диавол» или «Черный Духовник»), военных («Башня», – вспомним эпизод с бастионом Сен-Жерве… или побег миледи из башни замка?) и почти всегда – смертельно опасных («Смерть»)... Очевидно, что пытливый читатель сможет и сам отыскать ожидаемые параллели и аналогии. *

---
* В данное время мы, совместно с художником, работаем над соответствующей колодой и пояснительным материалом к ней. Там мы постараемся дать не только рисунки карт, но и продолжить цепочку истолкований, приведенную выше.

---


4
«Удивительное явление, – отмечал Куприн, – Дюма и до сих пор считается у положительных людей и у серьезных литераторов легкомысленным, бульварным писателем, о котором можно говорить лишь с немного пренебрежительной, снисходительной улыбкой, а между тем его романы, несмотря на почти столетний возраст, живут вопреки законам времени и забвения, с прежней неувядаемой силой и с прежним добрым очарованием…»

Так в чем же дело? Почему так? Почему, в какую-либо трудную минуту мы, в стремлении получить хоть какое утешение и ответ в наших делах и проблемах, бросаемся читать не «серьезные» произведения, «исследующие жизнь», а, как говорит герой Пушкина, «Женитьбу Фигаро»… или романы Дюма?

«Три мушкетера» – вершина духовного поиска автора. В создании книги соединились удивительный полет творческого вдохновения и выверенное годами мастерство опытного рассказчика. Однако, обе эти основы творческого гения, возможно, не создали бы великого произведения, не отыщи автор столь необходимой ему философской основы, которая своим, выверенным веками порядком, не отражала бы извечных вселенских принципов, незыблемых законов строения и развития. Именно эта философская основа и придает роману, – в принципе, вещи придуманной, – такую удивительную жизненность.
Дюма не мог не замечать, что его встающее из небытия литературное детище содержит в себе черты, роднящие его, как и систему Арканов Таро, с той почвой, откуда в свое время вышла вся повествовательная литература, начиная с произведений Гомера. Этот базис, фундамент, первооснова – мифология .
Конечно, как все мы помним, «в героях повести, которую мы будем иметь честь рассказывать, нет ничего мифологического, хотя имена их и оканчиваются на "ос" и "ис"...» Однако, на всем протяжении романа, то и дело Атос представляется д`Артаньяну Ахиллом, Портос – Аяксом, Арамис – Иосифом...
Миф, как произведение эпическое – это не просто плод чьей-то фантазии. Сюжет, прошедший сквозь море человеческих осознаний, проработанный, познанный и удивительно тонко отражающий глубинные закономерности как природы, так и мышления и поведения человека – такой сюжет, всегда в чем-то уходя от логической схемы, приобретая магичность, превращается в средство познания и укрощения мира. Он становится необходимым людям – как духовный стимулятор, как чудодейственный бальзам на открытые раны воплощенной в теле души.
Есть свидетельства, что в годы Великой Отечественной войны, в госпиталях книгу Дюма специально сохраняли для тяжелораненых бойцов – удивительная сила духовного влияния «Трех мушкетеров» помогала заживлять самые страшные раны...
Бессмертное произведение Дюма, вопреки мнению иных критиков, видевших в нем лишь попытку представить исторические события как следствие авантюрных похождений кучки идеалистов, в силу своего именно эпического значения, возвышается среди прочих своей близостью к отражению истинного мирового устройства, близостью к Богу, близостью к Человеку.
Именно Человек представляет собой реализационный принцип замысла Бога. И, наверное, именно поэтому каждому из нас так близки образы главных героев романа – по тем корням, которые берут начало в каждом сердце.


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 85
Зарегистрирован: 02.05.13
Репутация: 1

Награды: За миссию просвещения форумчан и несение на форум чудесных произведений!За блестящее раскрытие образа героев!
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.13 09:38. Заголовок: Кладезь, а не статья..


Кладезь, а не статья! Спасибо, Анна!
Через несколько дней уеду - и буду появляться лишь эпизодически, но теперь - знаю, с чем!
Начинаю рисовать карточную колоду. Арканы или игральную - посмотрим...

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 818
Зарегистрирован: 28.04.13
Репутация: 1

Награды: За идею форума.
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.13 10:23. Заголовок: Здорово! Будем ждать..


Здорово! Будем ждать! Я неплохо знаю Таро и мне стала очень интересна эта статья (совпадений очень много). Хорошо Вам отдохнуть, но о форуме не забывайте!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 826
Зарегистрирован: 28.04.13
Репутация: 1

Награды: За идею форума.
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.13 12:28. Заголовок: По поводу происхожде..


По поводу происхождения карт Таро- не совсем согласна с автором. Там и египетские корни, и индийский, но и европейские. Их же большое разнообразие- колод Таро. Одно из них "Марсельское Таро".

Моя любимая колода Таро- таро Райдера-Уайта. Это просто произведение искусств, в этих картах зашифрована мудрость всего мира.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 87
Зарегистрирован: 02.05.13
Репутация: 1

Награды: За миссию просвещения форумчан и несение на форум чудесных произведений!За блестящее раскрытие образа героев!
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.13 14:04. Заголовок: Так. Прошу совета, ..


Так. Прошу совета,

Колода игральная приблизительно вырисовывается.

Короли - Людовики 13 и 14, Яков 1 и Карл 1.
Тузы - Ришелье, Бекингем, Кромвель... Туза, способного перекрыть Луи 14 не знаю. Кто?
Дамы - Анна Австрийская, Генриэтта, миледи, Шевретта.
Вальты - мушкетёры.
Шестёрки - четвёрка слуг
Семёрки - Кэтти.....кто ещё?
Десятки - Тревиль, Рошфор......кто ещё?
И полностью свободны вакансии восьмёрок и девяток. Предлагайте, за лето - нарисую!
И будут у нас свои форумчанские карты!

А Джокер - чёртик из табакерки - естественно - Мордаунт.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 827
Зарегистрирован: 28.04.13
Репутация: 1

Награды: За идею форума.
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.13 14:07. Заголовок: Туз- Мазарини Семерк..


Туз- Мазарини
Семерки- Констанс, Кокнар, КБТ
Десятки- де Вард, Винтер

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 88
Зарегистрирован: 02.05.13
Репутация: 1

Награды: За миссию просвещения форумчан и несение на форум чудесных произведений!За блестящее раскрытие образа героев!
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.13 15:34. Заголовок: Ага, спасибо! Ещё б..


Ага, спасибо!
Ещё бы восьмёрки и девятки укомплектовать...

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 828
Зарегистрирован: 28.04.13
Репутация: 1

Награды: За идею форума.
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.13 15:36. Заголовок: Можно же всех персон..


Можно же всех персонажей трилогии?

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 131
Зарегистрирован: 05.05.13
Репутация: 1

Награды: За мудрость суждений!
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.06.13 07:55. Заголовок: Анна Винтер пишет: ..


Анна Винтер пишет:

 цитата:
Туз- Мазарини



Правильно. Сам Людовик говорит, что он королём только числился, пока был жив Мазарини. Кардинал правил. Услышав о его смерти, Луи сказал, что сегодня он стал королём де-факто.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  -2 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет





Бесплатные готовые дизайны для форумов