Лувр — один из крупнейших музеев мира. Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены, на улице Риволи, в 1-м округе столицы. Здание музея — старинный королевский дворец.
Сравнительно недавно, в середине 80-х годов XX в., когда в знаменитом парижском музее происходили грандиозные реставрационные работы, археологи нашли под его зданиями остатки мощной стены и оборонительного рва начала XIII в. Это были фрагменты хорошо укрепленного замка.
Их тщательно отреставрировали, и теперь, спустившись в нижний этаж, посетители воочию видят часть древней стены. Таким образом, она тоже стала одним из музейных экспонатов. А о том, как менялся и перестраивался Лувр на протяжении веков, можно судить по макетам, показывающим, каким он был в разные периоды.
Замок Лувр в 1200 г. начал строить король Франции Филипп II Августой хотел укрепить правый берег Сены. Сам же Филипп II жил на острове Сите, где в ту пору умещался почти весь Париж. Когда замок был возведен, король перевез в его главную башню - донжон — королевскую казну и архивы. Высокие стены и глубокие оборонительные рвы обеспечивали им надежную защиту.
Только во 2-й половине XIV в. другой французский король — Карл V благоустроил Луврский замок и перенес сюда свою резиденцию. Старинные хроники именуют этого короля Мудрым, и неспроста: он любил общество ученых людей, а в одной из башен Лувра собрал большую библиотеку своих личных рукописных книг.
Однако после Карла V Лувр надолго перестал быть королевским домом. Да и в самом Париже короли жили далеко не всегда. Франция вела с Англией долгую, изнурительную войну, получившую название Столетней (1337— 1453), и столицу Франции оккупировали английские войска. Основным местопребыванием французских королей стала долина реки Луары.
В XVI в. во Франции, вслед за Италией, началось Возрождение. Поэтому древние рыцарские замки, издавна возводившиеся по берегам Луары и ее притоков, перестраивались — из мрачных крепостей они превращались в изящные, благоустроенные дворцы. Появились и новые дворцы-замки, например Шамбор, построенный Франциском I. Королевский двор вел кочевую жизнь, переезжая из одного замка в другой.
Королю Франциску I суждено было сыграть заметную роль в истории музейного дела. Во время его царствования (1515-1547) Франция долго воевала с Италией. Король одержал победу в знаменитой битве при Мариньяно и занял Милан. Именно тогда он был очарован живописью, скульптурой, архитектурой Возрождения и стал приглашать во Францию лучших итальянских мастеров. Был среди них и великий Леонардо да Винчи, проведший в одном из замков на Луаре два последних года жизни и завещавший королю Франциску свою картину «Джоконда».
Кроме нее в коллекции Франциска было еще 38 картин, а среди них другая работа Леонардо — «Мадонна в гроте» и полотна Тициана, Рафаэля, Андреа дель Сарто...
В конце своего царствования Франциск I решил вновь перенести свою резиденцию в Париж. Но мрачноватый замок Лувр не очень-то подходил для монарха, проникшегося утонченным духом Возрождения. Поэтому архитектор Пьер Леско снес почти все башни и стены и возвел на их месте дворец в духе итальянского зодчества.
Галерея Медичи Петер Пауль Рубенс (1577-1640) Цикл из 24 картин, 1622-1625г Лувр, Париж, Франция Секция Ришелье, 2 этаж, зал 18
Со стороны начала осмотра, между первой картиной цикла "Судьба Марии Медичи" (справа) и последней - "Триумф Правды" (слева), над входом, размещены три картины меньшего размера. В центре - "Мария Медичи в образе Минервы", и рядом портреты её родителей: матери, Джоанны эрц-герцогини Австрийской и отца, Франческо I герцога Tосканского. Они уже не были живы в то время и, очевидно, Рубенс взял за образец их прижизненные портреты. Эти три картины, как бы завершают цикл.
1622-25, холст, масло, 394 х 155 см Лувр, Париж, Франция
«Судьба Марии Медичи» — первая картина цикла.
Три Судьбы (мойры) прядут нить жизни еще не рожденной принцессы, будущей королевы. Зевс и его жена Гера наблюдают. Отныне, ребёнок находится под их покровительством.
Мойра Клото (вверху) — прядет, мойра Лахесис — измеряет длину, и мойра Атропос (с ножницами) — отрезает. Интересно отметить, что ножницы Атропос опущены, чтобы подчеркнуть привилегированный и бессмертный характер жизни королевы.
Рубенс Петер Пауль (1577-1640)
1622-25, холст, масло, 394 х295 см Лувр, Париж, Франция
"Рождение Марии Медичи"
26 апреля 1573г, во Флоренции, родилась Мария Медичи. Гера представляет новорожденную Флоренции, изображённой в виде женщины в венке.
1622-25, холст, масло, 394 х295 см. Лувр, Париж, Франция
Боги покровительствуют Марии и занимаются её образованием:
Аполлон, покровитель искусств, учит музыке, Афина(Миневра), покровительницa науки, учит читать, Гермес(Меркурий), посланец Олимпийских богов,— красноречию. Три Грации дают ей красоту.
Рубенс Петер Пауль (1577-1640)
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см "Представление портрета Марии Медичи королю Франции Генриху IV"
ГЕРА — богиня неба, покровительница брака, посылает портрет Генриху IV, королю Франции, показывая необыкновенную красоту Марии. Рядом с Герой — Зевс, её муж.
1622-25, холст, масло, 394 х295 см Лувр, Париж, Франция
Брак по доверенности
25 апреля 1600 Я так погрузилась в прошлое, что совсем забыла упомянуть о том, что скоро в моей жизни произойдут большие перемены. Сбывается предсказание сиенской монахини Пасситеи – я стану королевой Франции. Сегодня подписан брачный контракт между мной и Генрихом четвёртым. Ох, не зря я отвергала многие предложения! И теперь, стоя на пороге новой жизни, я осознаю, что моя мечта осуществляется. И… мне страшно…
5 октября 1600 Я надолго забросила свои записи. Но, ничего особенного не происходило. Я как-то свыклась с мыслью о скором замужестве. Тем более, оно оказалось довольно долгим делом. Сегодня брак наконец был заключен. Правда, по доверенности. Скоро я отплываю во Францию. Интересно, а какой он, Генрих? Доселе я его видела только на портрете…
Хельга Эн Кенти "Дневник Марии Медичи"
Рубенс Петер Пауль (1577-1640)
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см Лувр, Париж, Франция
3 ноября 1600г.Мария Медичи, в сопровождении богатой свиты и окружённая ангелами, прибывает в Марсель. Её приветствует в новом доме персонифицированная Франция, в шлеме и синей мантии с золотой геральдической лилией.
Выше, Слава, трубит в два рожка, чтобы объявить о её прибытии народу Франции (включая её будущего мужа).
Ниже, Нептун, три сирены, морское божество, и Tритон сопровождают будущую Королеву в её новый дом.
Мария Медичи окружена таким количеством красивых подробностей, что, в первый момент, её фигура в них теряется. Каждому сразу бросаются в глаза чувственные сирены (Наяды), а уж потом мы видим Марию. Рубенс так хорошо продумал весь цикл, что, очевидно, это было сделано не случайно.
Мария Медичи сошла с корабля, стены которого сверкали драгоценными камнями. На якорь стала не одна эта галера, ее сопровождали три флотилии: тосканская, папская и мальтийская. Королева привезла с собой семь тысяч итальянцев, которые должны были остаться здесь, кормиться за счет французского народа и повсюду громко говорить на языке чужестранной королевы. Думается, вряд ли было столько радости по случаю этого приезда.
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см Лувр, Париж, Франция
Встреча в Лионе
9 октября 1600г Мария и Генрих IV встречаются в Лионе. Город в образе женщины в колеснице, запряжённой львами, приветствует их.
Собственный конвой из двух тысяч всадников сопутствовал Марии от Марселя до Лиона, где она целую неделю прождала короля. 9 октября 1600г она впервые увидела Генрих IV.
Король взял с собой тысячу человек охраны, ибо прослышал, какой пышной свитой окружила себя чужестранка, и не хотел ни в чем уступать ей. Однако войско его после трех месяцев войны в горах было в неприглядном виде - грязное, оборванное. Король был одет в старье, сапоги забрызганы доверху. Он решил показать ей зрелище победителей, памятуя, что лучшим украшением любовника всегда бывала победа.
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см Лувр, Париж, Франция
Рождение Людовика XIII
Людовик родился 27 сентября 1601. В античном кресле сидит Мария Медичи. Кормилица Бона деа передаёт Марсу (воину) новорожденного. Изобилие дарит Королеве корзину младенцев и цветов. Афина с мечом (богиня мудрости и знания, непобедимая воительница) обнимает Марию, с нежностью смотрящую на младенца. Солнце (на колеснице) и крылатая Слава приветствуют рождение нового короля.
1622-25г, холст, масло, 394 х 295 см Лувр, Париж, Франция
Учреждение регентства
Уезжая на войну в Германию, Генрих IV передаёт королеве право управлять Францией от имени их малолетнего сына.
Рубенс Петер Пауль (1577-1640) 1622-25, холст,масло, 394 х 627см Лувр, Париж, Франция
Коронация Марии Медичи
Эта картина - одна из немногих в цикле, которая не содержит никаких мифологических или аллегорических фигур. Это — точное описание исторического случая из жизни Королевы.
13 мая 1610гМарию Медичи короновали в базилике Сен-Дени, в Париже, чтобы увеличить её власть, когда Король отсутствует. На следующий день Генриx IV был убит. Однако, никто и никогда не приписывал его жене участие в этом убийстве, хотя тайные заговоры она готовила часто. Такова была воля Судьбы!
Здесь, Рубенс комбинирует два эпизода. Слева, Король, убитый фанатиком, возносится Временем на небеса, где его принимает Зевс.
Справа, Королева, одетая в траурные одежды, сидит на троне. У её ног - Афина протягивает ей шар (символ власти). Над Афиной, в воздухе, - женщина протягивает Марии руль(символ регентства). Рядом - женщина-Франция, приглашающая принять символы власти. Ниже - народ Франции, на коленях просящий Королеву принять на себя управление страной.
1622-25, холст, масло, 394 х 702 см Лувр, Париж, Франция
Совет Богов
Совет Богов" - одна из наименее понятых из картин, которые составляют цикл. Она представляет Королеву в думах и заботах о стране. Советуясь с богами, она преодолевает восстания и беспорядки в государстве. Однако, разнообразие мифологических фигур затрудняют более точно понять тему.
Мы видим (в центре) Аполлона сражающегося с недостатками( Разногласием, Ненавистью, Яростью и Завистью), богов Нептуна, Плутона, Сатурна, Гермеса, Флору, Венеру, Марса, Зевса, Диану и других.
Чтобы показать роль Королевы, как правителя, назначенного богами, она изображается склонённой перед с Зевсом, в это время Аполлон прогоняет ее врагов.
Рубенс Петер Пауль (1577-1640)
Победа при Жюлье
1-ого сентября 1610гфранцузское войско одержало победу и вошло в австрийский город Жулье. Молодой Людовик XIII участвовал в сражении. Во главе армии Королева торжественно въезжает в город. Над нею — Слава и Победа, рядом — Милосердие
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см Лувр, Париж, Франция
Счастье регентства
Рубенс Петер Пауль (1577-1640)
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см Лувр, Париж, Франция
Обмен принцессами
Королева-мать власть сыну не отдала, а для укрепления союза с Испанией в 1615г женила юного Людовика на Анне Австрийской, дочери испанского короля Филиппа III, а дочь Елизавету выдала замуж за будущего короля Испании.
Окруженные богами и богинями, принцесса Анна Австрийская (справа) и принцесса Елизавета, дочь Марии Медичи (слева) встречает перед их браками с принцем Испании (будущим Филипом IV Испанским, братом Анны Австрийской) и Людовиком (будущим королём Франции, братом Елизаветы) Франции)
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см Лувр, Париж, Франция
Совершенолетие Людовика XIII
20 октября 1614достигнув совершеннолетия, дофин занимает место штурвала корабля(государства). Путь указывает Минерва.( Она хранит города, крепости и их стены. Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам.) Гребцы на корабле: Сила и Вера, Правосудие и Благоразумие.
В действительности, Мария не отдала власть сыну. Он взял её силой в 1617г.
Рубенс Петер Пауль (1577-1640)
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см Лувр, Париж, Франция
Бегство из замка Блуа
Ночью, с 21 на 22 февраля 1619г, Королева убегает из замка Блуа, куда отправил её сын, за попытки отобрать у него власть.
1622-25, холст, масло, 394 х 295 см Лувр, Париж, Франция
Примирение с сыном
Правосудие бъёт молнией трёхглавую гидру Клевету. Подобный богу, Людовик поднимает мать к просвету в грозовых тучах (к миру).
Рубенс Петер Пауль (1577-1640)
1622-25, холст, масло, 394 х 160 см Лувр, Париж, Франция
Триумф Правды
"Триумф Правды" — конец цикла. Рубенс изображает короля Людовика XIII и Марию Медичи, наконец примиренную и допущенную на небеса. Король подаёт ей венок лавра. Две руки соединяются венком, внутри котрого — сердце. Ниже, Время, показывая Правду, поднимает её, чтобы она присутствовала на встрече матери и сына.
Действительно, ложные наговоры, клевета и обман придворных усугубляли их ссору.
Невероятно! Одна-две картины про "историю с аллегориями" заставили бы улыбнуться, но когда такая подборка... Наглядно, как изменились вкусы, понятия, представления, сам образ мышления - за почти четыре столетия. Спасибо, Анна!
Все даты в формате GMT
-2 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет