On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 18
Зарегистрирован: 28.04.13
Репутация: 0

Награды: За идею форума.
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.13 12:05. Заголовок: Каноническое право




Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией, носительницей идеологии Средневековья.
Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона. Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных соборов (канонах).

Каноническое право регулировала внутрицерковные отношения, а также значительную часть вне церковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных, правоотношений. До конца XI в. церковная юрисдикция не имела четких границ. Компетенции светских и духовных властей часто пересекались. "Папская революция"сделала возможным более ясные пределы "личной" юрисдикции; церковная юрисдикция распространялась на духовных лиц и членов их дворов, студентов и крестоносцев, а также,дополняя королевскую юрисдикцию, когда это было необходимо для их мира и безопасности, в отношении "обездоленных"- нищих, вдов, сирот, евреев в делах против христиан, путешественников, включая купцов и моряков.Кроме того,существовала "предметная" компетенция, которая распространялась на дела всех мирян и духовенства,связанные с так называемыми "духовными" делами.
Сюда относили осуществление таинств ( прежде всего таинства брака), завещания, клятвы,управление церковной собственностью, занятие церковных должностей, церковное налогооблажение (десятина), а также совершение заслуживающих церковного наказания грехов, к которым относились такие преступления, как ересь,вероотступничество, колдовство, святотатство,нарушение супружеской верности, кровосмешение,двоеженство,лжесвидетельство, клевета,подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.
Особую известность получила "инквизиция", т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.
Каноническое, или церковное, право возникло вместе с христианской церквью. В первое время законы церкви несли на себе печать Библии, в особенности Ветхого завета. Из Библии церковь выводила авторитет десяти заповедей и многих нравственных принципов, сформулированных кака божественные наставления. В течении VI-X вв. формировалась общая богословская доктрина христианской церкви, а также общий набор норм относительно различения серьезных грехов ( убийство,нарушение клятвы, воровство) и общей церковной дисциплины. В это период каноны (нормы, правила, образцы) отождествляются с постановлениями соборов и синодов(собраний епископов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с положениями о наказаниях в Библии.

Церковные законы испытали сильное влияние римского права. Считалось, что церковь "живет по римскому закону"(Eccelesia vivit jure Romano). В кодификациях Юстиниана и его преемников содержалось большое количество императорских предписаний относительно литургии, теологии и церковной власти. Были заимствованы также различные понятия и нормы, особенно в вопросах собственности, наследования и договоров.
Со временем источниками канонического права помимо Библии, произведений отцов церкви, постановлений соборов и синодов, стали нормативные акты римских пап, носивших названия конституций, булл,энциклик,а также решения церковных судов. С конца X до начала XII вв. постепенно происходит уточнение отдельных отраслей канонического права с разбивкой на корпоративное, брачно-семейное, наследственное, договорное и процессуальное, право собственности.
Первыми кодификациями канонического права были сборник канонов и текстов "Собрание 74 титулов" 1050г. и произведение Ивона Шартрского, впервые изложившего все каноническое право, "Собрание всех норм"(Pannormia). В это же время Григорий VII объявил о полномочиях папы "создавать новые законы в соответствии с нуждами времени". Эти законы получили название декреталий, которые воспринимались уже не как дополняющие и уточняющие постановления, а как совершенно новые. В1075-1122гг. произошла важная внутрицерковная реформа, связанная с деятельностью папы Григория VII, в результате которой появилась особая церковная система права, названная новым правом (ius novum).

В 1140г. появился трактат монаха Грациана "Согласование несогласованных канонов"( Concordantia discordantium canonum), после чего стали различать "старое право" и "новое право", т.е. старые соборные законы и новые папские декреталии.
Книга Грациана сразу получила признание в качестве авторитетного изложения канонического права. Наряду с римскими юридическими текстами она стала главным предметом изучения в европейских школах права, на ее авторитет ссылались папы, церковные соборы, церковные суды.

Следующей кодификацией канонического права стал составленный по указанию папы Григория IX в 1234г. официальный сборник постановлений (декреталий), состоявший из пяти частей: церковные суды и их юрисдикция, судопроизводство, привилегии клира, семейное право, преступления. В 1298г. в качестве дополнения к нему была создана шестая книга, объединившая более поздние постановления пап.
В 1582г. был составлен обширный Свод канонического права ( Corpus iuris canonici).


Источник: "История государства и права зарубежных стран" Автор: А.А. Вологдин, профессор кафедры теории и истории государства и права, проректор Всероссийской академии внешней торговли, кандидат исторических наук. Российский юрист с большим опытом научной,преподавательской и практической паботы, автор 40 учебников и научных работ.
Издательство "Юрайт" Москва 2013 год



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]





Сообщение: 19
Зарегистрирован: 28.04.13
Репутация: 0

Награды: За идею форума.
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.13 12:07. Заголовок: http://f4.s.qip.ru/X..




Каноническое право.

Каноническое право в отличии от свода Юстиниана и более раннего римского правоведения рассматривало в качестве коллегии (или корпорации) не только признаваемые властью коллегии (государственнное казначейство, города, церковь), но и любую группу лиц, имеющих организацию (богадельня, госпиталь, епархия,сама вселенская церковь). При этом любая корпорация могла иметь законодательную и судебную юрисдикцию, а члены ее могли в ряде случаев действовать от имени всей корпорации. У римлян в древности действовало другое правило: то, что относится к корпорации, не относится к ее членам. Должностные лица корпорации сами несли ответственность за противоправные действия.
Таким образом, церковь различала три сферы прав корпорации: права корпорации как таковой, права отдельных ее членов или должностных лиц, права корпорации и отдельного лица (должности) в совокупности.
Церковная юрисдикция и область правового регулирования тесно соприкасалась и сочеталась с нравственными предписаниями, с теологическими доктринами и литургическими формулами. Ее отдельные сферы оформлялись в процессе административной, хозяйственной и дисциплинарной деятельностью церковных учреждений и подразделялись на следующие области: церковные финансы и собственность, благотворительные завещания и отказы имущества, право владения, пользования и распоряжения церковными землями и зданиями. Другой сводной областью регулирования была сама церковная власть ( власть назначать на церковные должности, процедуры улаживания споров между священниками, дисциплинарные санкции и др.). Особый разряд регулирования распространялся на взаимоотношениямежду церковной и светской властью. Преступления также входили в область церковной юрисдикции ( в качестве наказаний применялся фиксированный перечень покаяний, налагаемых на разные преступления, включая убийство и лжесвидетельство).

Специфическую и важную область канонического права составляло регулирование брачно-семейных отношений: определение препятствий к заключению брака, определение законнорожденности детей,расторжение брачных уз.

На протяжении XII-XIII вв. из юрисдикции церкви над таинствами вырастает регулирование брачно-семейных отношений, из юрисдикции над завещениями- наследственное право, из юрисдикции над церковными бенефициями- имущественное право, из юрисдикции над клятвами- договорное право, их юрисдикции над грехами- карательное каноническое право.


Источник: "Всеобщая история права и государства"
Автор: Графский В.Г., доктор юридических наук, профессор истории государства и права, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, автор многих публикаций по истории права, государства и политических теорий.
Предлагаемое учебное издание написано на основе курсов лекций, прочитанных в Академическом правовом университетет при Институте государства и права РАН, на юридическом факультете им М.М. Сперанского Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и на юридическом факультетет Московского государственного университета.
Издательство "НОРМА" Москва 2008г.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 20
Зарегистрирован: 28.04.13
Репутация: 0

Награды: За идею форума.
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.13 12:08. Заголовок: Брачно-семейные отношения в каноническом праве.


Специфическим и важным объектом канонического права являются брачно-семейные отношения. Брак в каноническом праве понимается соглашение между супругами и как главное таинство священного содержания.
Брачный союз посредством котрого мужчина и женщина устанавливают между собой общность всей жизни по самой природе своей направлен ко благу супругов и к порждению и воспитанию потомства. К XII веку была утверждена политика церкви относительно брака и сеьи и ей была придана обязывающая сила.
Для заключения канонического брака важнейшим моментом считалось выражение взаимного согласия на брачный союз. Совершали брак сами брачующиеся. Ими могли быть мужчины с 16 лет , женщины с 14 лет. все остальные рассматривались как ассистенты, их могла не быть. До XYI века присутствие священника было не обязательным. В особых случаях возможно заключение брака без священника, только при свидетелях. Вступать в брак могли все, кому это не запрещено.
Ступени брака.
1 Обмен обещаниями вступить в брак в дальнейшем. На этом этапе помолвка может быть расторгнута в определенных случаях и одной из сторон и обязательно расторгнута обеими сторонами.
2 Обмен обещаниями вступить в брак сейчас, т. е. по договору брака.
3 Согласие на половые отношения- завершение брака.
Обязательные условия брака:1 Возрастные ограничения, о них сказано выше.
2 Принадлежность к христианской конфессии.
3 Согласие на брак.
Препятствия к браку:
1 Возрастные ограничения.
2 Заблуждение относительно личности и звания супруга
3 Брачующийся состоит в браке
4 Степень родства или свойства предусмотренная каноном.
5 Сан клирика.
6 Публичный обет ( монашество)
7 Принадлежность к нехристианской конфессии.
8 Импотенция.
9 Похищение.
10 Преступление.
11 Психзаболевание ( но браки уже заключенные с психически больными не расторгаются).
12 Нарушение публичной благопристойности.
Не подлежать аннулированию браки при : прелюбодеянии, болезни, увечье, психзаболеванию, бесплодию.
Католический канонический брак не знает разводов. В случае обнаружения препятствий к браку такой брак объявляется аннулированным ( Мнимым, недействительным, несуществующим) . Такое решение выносит церковный суд. Подать иск на признание брака недействительным может только очень узкая групп лиц ближайшших родственников.
Если при вступлении в брак хотя бы одна из строн добросовестно считает свой брак действительным , то такой брак считается предполагаемым. До аннулирования брака церковным судом брак считается законным со всеми следующими из него юридическими и имущественными отношениями супругов. Дети рожденные в таком браке законнорожденные.
Законнорожденными считаются дети рожденные или зачатые в действительных или предполагаемых браках. Предполагаемы брак - это такой брак , при вступлении в который хотя бы одна из сторон добросовестно считала свой брак законным. Канон 1137 канонического права.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 21
Зарегистрирован: 28.04.13
Репутация: 0

Награды: За идею форума.
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.13 12:09. Заголовок: Каноническое право (..


Каноническое право (КП)-совокупность норм, соданных церковными властями и содержащимися в церковных канонах, т.е. в правилах,относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношениями церкви и государства, а так же жизни членов церкви.
Исторически КП базируется на на дисциплинарных нормах Древней Церкви.
После раскола церквей на Западную и Восточную сложилось две ветви КП. Западная ветвь- Римское Каноническое право ( Западная и Центральная Европа) и восточная - (Юго-Восточная и Восточная Европа) оформившаяся греко-православный центр, действовавший в Византии.
Этапы развития.
1. VI-X вв. Оформляется общая доктрина христианской церкви, общая служба, общий набор морально-этических и правовых норм. Источники восходят к раннехристианским авторам : Священное Писание, Деяния Апостолов и т.д. После эдикта императора Констнтина 313г н.э. нормы церковного прав закрепляются в императорских законах и писаниях отцов церкви ( Августин). КП развивается в решениях римских пап, получивших название декреталии и собранные в сборники
2 XI-XII - период " папской революции" 1075-1122 КП складывается в качестве самостоятельной правовой системы, обратает юридическую силу и отделяется от теологии.
1140-1141г созданы кодификации Грациана систематизированы и собраны в сборник канонические тексты.
1234 г.- сборник папы Григория I систематизированы разделы судопроизводства и законов, в сборник вошла брачно-семейное право.
1500 г. систематизация сборника Грациана.
1580г-официальное утверждение свода ( сборника КП)
1917г Бенедикт XV утвердил "Кодекс 1917 г)
1983 г.отдельный кодекс только для Восточной Католической Церкви (КВЦ)







Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  -2 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет





Бесплатные готовые дизайны для форумов